Эколого-градостроительное законодательство.
Законодательно-экологическое регулирование градостроительной деятельности весьма сложно, поскольку проблема охватывает практически все сферы материально-хозяйственного производства. Базой такого регулирования служат законы и подзаконные акты Федерации и ее субъектов.
Независимо от отрасли, на которую распространяется закон или подзаконный акт, к ним предъявляют определенные требования.
- документы должны иметь единый терминологический аппарат,
- обладать унифицированными нормами экологических ограничений,
- пакет документов должен представлять собой единый правовой комплекс.
Нормативные критерии экологических ограничений унифицируют в трех аспектах.
- Первый — антропогенного давления на природу (плотность населения, степень преобразования ландшафта и т.д.).
- Второй — техногенных ограничений (потребления ресурсов, выброс газообразных, жидких и твердых отходов).
- Третий — критериев, обеспечивающих устойчивое равновесие и репродуктивность экосистем.
Комплексность пакета законодательных документов необходима, поскольку только в этом случае возможно квалифицированное управление процессом охраны среды. В отсутствии единой нормативно-правовой базы неосуществим эффективный мониторинг компонентов геосферы и антропоэкологических систем.
Международные экологические организации приняли путь комплексности и унификации.
Считается, что он может обеспечить переход на единые универсальные методы оценки экологии среды. Создаст условия беспрепятственного международного сотрудничества. С другой стороны, будет стимулировать переход на единые, наиболее эффективные способы охраны природы.
В России система регулирования строительной и градостроительной деятельности построена следующим образом. Существуют и принимаются новые законы Российской Федерации. На их базе субъекты федерации разрабатывают свои законы. В дополнение к ним создана и расширяется система подзаконных актов и нормативно-технических документов нескольких уровней.
На верхнем уровне — это ГОСТы и СНиПы, утверждаемые правительством России. На следующем — региональные строительные нормы (РСН), в том числе временные (ВСН), принимаемые органами территориального управления.
На третьем и четвертом уровнях действуют строительно-технологические нормы (СТН) и технические условия (ТУ), несущие отраслевые признаки и утверждаемые министерствами Федерации и регионов. Эту систему дополняют методические пособия, инструкции, рекомендации и им подобные документы. Их задача заключается в разъяснении методов и способов проектирования, строительства и содержания объектов.
В области градостроительства до последнего времени отсутствовала целостная законодательная база.
Действовали следующие федеральные законы:
- "Об охране окружающей природной среды";
- "Об охране атмосферного воздуха";
- "Земельный кодекс РФ";
- "Водный кодекс РФ";
- "Основы лесного законодательства";
- "Об особо охраняемых природных территориях";
- "Об экологической экспертизе" и др.
Градостроители не имели всеобъемлющего правового документа. Только в 1998 г. Государственной Думой и Советом Федерации был принят "Градостроительный кодекс РФ". Наряду с другими законами этот кодекс вошел в пакет законодательно-правовых документов и стал основополагающим в составе документов, регламентирующих градостроительное планирование.
В значительной степени сформирована структура стандартов по охране окружающей среды. Она является семнадцатым разделом Государственной системы стандартизации (ГСС). В нем объединено 10 взаимосвязанных комплексов, которым присвоены шифры и названия.
Комплексы включают по 6 групп стандартов, которые перечислены в таблице 5.2. Таблица 5.2
Шифр класса |
Шифр группы |
Наименование групп |
17 |
0 |
Основные положения |
17 |
1 |
Термины, определения, классификация |
17 |
2 |
Показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов |
17 |
3 |
Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов |
17 |
4 |
Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий |
17 |
5 |
Требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды |
17 |
6 |
Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений |
17 |
7 |
Прочие стандарты |
В результате каждый ГОСТ имеют свой шифр, первая цифра которого обозначает номер системы по классификатору (17), вторая — номер комплекса, третья — группу, четвертая — номер стандарта и пятая — год его регистрации. Например, ГОСТ 17.2.2.03 — 97 — это стандарт на предельно допустимый выброс бензиновыми двигателями газа СО. Он состоит в комплексе 2, группе 2, третьим в этой группе. ГОСТ зарегистрирован в 1997 г.
Система Строительных норм и правил (СНиП) построена несколько иначе (таблица 5.3). Она разделена на пять частей, отмечаемых первой цифрой шифра. Каждая часть состоит из нескольких групп, номера которых являются второй цифрой. В состав групп могут входить различные документы. Их номера отражает третья цифра шифра. Наконец, последняя цифра обозначает год утверждения и регистрации документа. Например, СНиП 2.07.01 — 89 — нормативный документ второй части системы, названной "Нормы проектирования" и седьмой группы — "Планировка и застройка населенных пунктов". Это первый нормативный акт в указанной группе, который утвержден в 1989 г.
Таблица 5.3
Части СНиПа |
Количество групп в части |
|
№№ |
Наименования |
|
1 |
Организация, управление, экономика |
6 |
2 |
Нормы проектирования |
12 |
3 |
Организация, производство и приемка работ |
9 |
4 |
Сметные нормы |
Состав устанавливается Госстроем |
5 |
Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов |
4 |
В системе СНиП нет специального издания, нормирующего экологические параметры. Как правило, в каждом нормативном акте требования к охране окружающей среды излагаются в специальных главах. Так, в СНиП 2.07.01 — 89 глава 9 названа "Охрана окружающей среды, памятников истории и культуры".
В дополнение к СНиПу специальные организации издают документы, где более детально нормируют параметры среды обитания. Например, выпущен СанПин 20-05-82 "Санитарные нормы обеспечения инсоляции жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки" и многие другие аналогичные документы.
Субъекты Федерации выпускают свои подзаконные акты, конкретизирующие общероссийские в соответствии с местными условиями.
Так, в Москве действует МГСН — 1.01-94 — московские городские строительные нормы, утвержденные в 1994 г. Правительством города. До этого действовали ВСН 2-85 "Временные нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы".
Кроме этих нормативных документов научно-исследовательские и проектные организации разрабатывают рекомендации, руководства и положения по отдельным проблемам охраны окружающей среды. Например, еще в 1984 г. ЦНИИП градостроительства выпустил "Руководство по учету в проектах планировки и застройки городов требований снижения уровней шума".
В результате создана система законов, подзаконных актов и других нормативно-технических документов. Их широко используют в планировании, управлении и мониторинге градостроительной деятельности.