Эколого-градостроительное законодательство.

Законодательно-экологическое регулирование градостроительной деятельности весьма сложно, поскольку проблема охватывает практически все сферы материально-хозяйственного производства. Базой такого регулирования служат законы и подзаконные акты Федерации и ее субъектов.

Независимо от отрасли, на которую распространяется закон или подзаконный акт, к ним предъявляют определенные требования.

  1. документы должны иметь единый терминологический аппарат,
  2. обладать унифицированными нормами экологических ограничений,
  3. пакет документов должен представлять собой единый правовой комплекс.

Нормативные критерии экологических ограничений унифицируют в трех аспектах.

  1. Первый — антропогенного давления на природу (плотность населения, степень преобразования ландшафта и т.д.).
  2. Второй — техногенных ограничений (потребления ресурсов, выброс газообразных, жидких и твердых отходов).
  3. Третий — критериев, обеспечивающих устойчивое равновесие и репродуктивность экосистем.

Комплексность пакета законодательных документов необходима, поскольку только в этом случае возможно квалифицированное управление процессом охраны среды. В отсутствии единой нормативно-правовой базы неосуществим эффективный мониторинг компонентов геосферы и антропоэкологических систем.

Международные экологические организации приняли путь комплексности и унификации.

Считается, что он может обеспечить переход на единые универсальные методы оценки экологии среды. Создаст условия беспрепятственного международного сотрудничества. С другой стороны, будет стимулировать переход на единые, наиболее эффективные способы охраны природы.

В России система регулирования строительной и градостроительной деятельности построена следующим образом. Существуют и принимаются новые законы Российской Федерации. На их базе субъекты федерации разрабатывают свои законы. В дополнение к ним создана и расширяется система подзаконных актов и нормативно-технических документов нескольких уровней.

На верхнем уровне — это ГОСТы и СНиПы, утверждаемые правительством России. На следующем — региональные строительные нормы (РСН), в том числе временные (ВСН), принимаемые органами территориального управления.

На третьем и четвертом уровнях действуют строительно-технологические нормы (СТН) и технические условия (ТУ), несущие отраслевые признаки и утверждаемые министерствами Федерации и регионов. Эту систему дополняют методические пособия, инструкции, рекомендации и им подобные документы. Их задача заключается в разъяснении методов и способов проектирования, строительства и содержания объектов.

В области градостроительства до последнего времени отсутствовала целостная законодательная база.

Действовали следующие федеральные законы:

  • "Об охране окружающей природной среды";
  • "Об охране атмосферного воздуха";
  • "Земельный кодекс РФ";
  • "Водный кодекс РФ";
  • "Основы лесного законодательства";
  • "Об особо охраняемых природных территориях";
  • "Об экологической экспертизе" и др.

Градостроители не имели всеобъемлющего правового документа. Только в 1998 г. Государственной Думой и Советом Федерации был принят "Градостроительный кодекс РФ". Наряду с другими законами этот кодекс вошел в пакет законодательно-правовых документов и стал основополагающим в составе документов, регламентирующих градостроительное планирование.

В значительной степени сформирована структура стандартов по охране окружающей среды. Она является семнадцатым разделом Государственной системы стандартизации (ГСС). В нем объединено 10 взаимосвязанных комплексов, которым присвоены шифры и названия.

Комплексы включают по 6 групп стандартов, которые перечислены в таблице 5.2. Таблица 5.2

Шифр класса

Шифр группы

Наименование групп

17

0

Основные положения

17

1

Термины, определения, классификация

17

2

Показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов

17

3

Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов

17

4

Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий

17

5

Требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды

17

6

Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений

17

7

Прочие стандарты

В результате каждый ГОСТ имеют свой шифр, первая цифра которого обозначает номер системы по классификатору (17), вторая — номер комплекса, третья — группу, четвертая — номер стандарта и пятая — год его регистрации. Например, ГОСТ 17.2.2.03 — 97 — это стандарт на предельно допустимый выброс бензиновыми двигателями газа СО. Он состоит в комплексе 2, группе 2, третьим в этой группе. ГОСТ зарегистрирован в 1997 г.

Система Строительных норм и правил (СНиП) построена несколько иначе (таблица 5.3). Она разделена на пять частей, отмечаемых первой цифрой шифра. Каждая часть состоит из нескольких групп, номера которых являются второй цифрой. В состав групп могут входить различные документы. Их номера отражает третья цифра шифра. Наконец, последняя цифра обозначает год утверждения и регистрации документа. Например, СНиП 2.07.01 — 89 — нормативный документ второй части системы, названной "Нормы проектирования" и седьмой группы — "Планировка и застройка населенных пунктов". Это первый нормативный акт в указанной группе, который утвержден в 1989 г.

Таблица 5.3

Части СНиПа

Количество групп в части

№№

Наименования

1

Организация, управление, экономика

6

2

Нормы проектирования

12

3

Организация, производство и приемка работ

9

4

Сметные нормы

Состав устанавливается Госстроем

5

Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов

4

В системе СНиП нет специального издания, нормирующего экологические параметры. Как правило, в каждом нормативном акте требования к охране окружающей среды излагаются в специальных главах. Так, в СНиП 2.07.01 — 89 глава 9 названа "Охрана окружающей среды, памятников истории и культуры".

В дополнение к СНиПу специальные организации издают документы, где более детально нормируют параметры среды обитания. Например, выпущен СанПин 20-05-82 "Санитарные нормы обеспечения инсоляции жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки" и многие другие аналогичные документы.

Субъекты Федерации выпускают свои подзаконные акты, конкретизирующие общероссийские в соответствии с местными условиями.

Так, в Москве действует МГСН — 1.01-94 — московские городские строительные нормы, утвержденные в 1994 г. Правительством города. До этого действовали ВСН 2-85 "Временные нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы".

Кроме этих нормативных документов научно-исследовательские и проектные организации разрабатывают рекомендации, руководства и положения по отдельным проблемам охраны окружающей среды. Например, еще в 1984 г. ЦНИИП градостроительства выпустил "Руководство по учету в проектах планировки и застройки городов требований снижения уровней шума".

В результате создана система законов, подзаконных актов и других нормативно-технических документов. Их широко используют в планировании, управлении и мониторинге градостроительной деятельности.

Поделиться:
Добавить комментарий