Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации на Эко портале обращайтесь portaleco.ru@gmail.com

 Пустынный и саксаульный воробьи.
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Статьи - Воробьи и родственные им группы птиц.

Пустынный и саксаульный воробьи.

Ренертуары этих видов, живущих иногда но-соседству друг с другом, крайне просты. У пустынных воробьев вокализация в сущности строится всего из двух базовых элементов. Преобладают узконолосные импульсы длительностью 10-20 мс в диапазоне 2-7 кГц. В зависимости от частоты следования они звучат как отдельные щелчки, серии разреженных щелчков (потрескивание) (Рис.22,Б), а в случае более плотных серий — как негромкое трещапие или довольно мелодичная трель, которая часто издается летящими воробьями (Рис.22,В). Другим характерным элементом вокализации служат сигналы с более широкой полосой заполнения, менее глубокой, зато множествешюй (пилообразной) модуляцией, воспринимаемые как мягкие и тихие свисты (Рис.22,Г). Эти сигналы имеют длительность до 100 мс и частотный диапазон от 4 до 5 кГц. В общем — крайне не-

АКУСТИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР ПУСТЫННЫХ (А-Г) И САКСАУЛЬНЫХ (Д-И) ВОРОБЬЕВ.

АКУСТИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР ПУСТЫННЫХ (А-Г) И САКСАУЛЬНЫХ (Д-И) ВОРОБЬЕВ.

А, Д — рекламные псснп; Б, Е — отдельные щелчки п их серии (трещанне); В — полетная трель; Г, И — мягкие свисты; Ж — основной видовой позыв; 3 - храпение.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕКЛАМНЫХ ПЕСЕН.

Виды Воробьёв

частотный диапазон (Гц)

Длительность фраз (мс)

Число песен

Верхняя граница

Нижняя граница

Испанский

6,22 ± 0,08

2,11 ±0,04

290,4 ± 18,1

35

Домовый

4,61 ±0,07

2,64 ±0,05

129,7 ±9,2

33

Индийский

5,14 ± 0,11

2,75 ±0,04

161,7 ±20,1

23

Полевой

5.17 ±0,09

2,51 ±0,05

91,3 ±7,7

40

Пустынный

6,02 ±0,07

2,72 ± 0,09

57,8 ± 2,5

30

Саксаульный

5,35 ±0,06

2,69 ± 0,08

110,7 ±6,8

38

Рыжий

6,50 ± 0,09

2,64 ± 0,06

136,6 ± 14,9

27

Каменный

5,67 ± 0,06

2,73 ± 0,07

203,1 ±11,0

32

Монгольский

6,41 ±0,11

2,12 ±0,09

956,9 ±49,6

21

Снежный

5,80 ±0,08

2,70 ±0,07

178,0 ±31,4

52

Короткопалый

7,13 ±0,09

4,90 ± 0,05

650,3 ± 29,7

6

большом — объеме акустической продукции пустынных воробьев свисты занимают значительно более скромное место, чем глубоко модулированные, короткие, узкополоспые поты, комбинируясь с ними в гетеротииические секвенции тревожной вокализации родителей у гнезд с большими птенцами. Помимо этого, свисты употребляются и как самостоятельный сигнал при спаривании. Песни пустынных воробьев представляют собой относительные простые конструкции из узкополосных импульсов с длительностью фраз 40-70 мс в диапазоне 2,5-7,5 кГц (Рис.,А, Табл.).

Репертуар саксаульного воробья может рассматриваться как более сложная версия предыдущего репертуара.

В отличие от преимущественно одиночных, узкополосных импульсов с относительно равномерным распределением энергии но контуру сигнала, характерных для пустынных воробьев, вокализация саксаульных воробьев строится из более сложных нот длительностью 20-30 мс в диапазоне 1-8 кГц с гармониками и отчетливыми зонами концентрации энергии в диапазоне 3,0-3,5 кГц (Рис.,Е). Обычно хорошо выражена 1-я гармоника, но основная энергия сигнала сосредоточена во 2-й гармонике с типичной образиой модуляцией, а также во фронте 4-й гармоники. Эти сигналы образуют гомотннические секвенции с интервалами 50-100 мс, звучащие как трещание разной интонации (звонкое или глухое, интонация постоянна или плавно меняется). Саксаульные воробьи явно предпочитают плотную упаковку этих сигналов, в чем состоит заметное отличие от более свободного режима их использования пустынными воробьями. Трещание саксаульных воробьев представляет собой более высокопороговую реакцию и употребляется преимущественно в ситуациях, связанных с нарушениями социальных дистанций между особями или ири тревоге у гнезда с птенцами. У пустынных воробьев щелчки и трещание маркируют малейшее возрастание возбуждения нтиц, а в полете, судя по всему, излучаются спонтанно.

Сигнал саксаульных воробьев, который мы условимся называть их основным видовым позывом, имеет длительность 150-200 мс и лежит в диапазоне 2,5-5,0 кГц. К концу сигнала частота обычно плавно повышается на 0,5-1,0 кГц, хотя модуляция может быть и более сложной (Рис.,Ж). Сигнал звучит как громкий и резкий свист ("нирри" или "при- рри"). Имеются дополнительные частотные составляющие, идущие параллельно основной частоте, которые видны лишь на сопофаммах, выполненных с применением узких фильтров. При использовании широких фильтров сиг- пал выглядит широкополосным (полоса заполнения около 1 кГц) с крутым фронтом. Этот позыв относится к числу высоконороговых и издается лишь в ситуациях с сильной внешней стимуляцией: нри образовании нары, в начале гнездостроения, нри сильном, внезапном испуге. В социальных контекстах чаще употребляется самцами: например, на первых стадиях совместной постройки гнезда самцы ири эпизодических сближениях с самками у гнезд издают именно этот крик, тогда как самки неизменно отвечают трещанием.

Особый позыв издают самцы ири пограничных конфликтах. Это очень короткие (около 50 мс) сигналы в диапазоне 2,0-4,0 кГц, следующие с интервалами 500-800 мс (Рис.,3). Звучат как отрывистое, короткое хранение, напоминающее известное "хорканье" вальдшнепов. Этот позыв, судя по всему, не имеет гомологов в репертуаре других видов.

Песни саксаульных воробьев хорошо отличаются от песен пустынного воробья большей длительностью фраз и более низкими частотами (Табл.). Чаще всего фраза песни саксаульного воробья включает две - образные ноты, занимающие различные, но обычно перекрывающиеся частотные диапазоны (Рис.,Д).

Особого упоминания заслуживает своеобразный класс песен, лежащих в более высоких отделах частотного диапазона и хорошо отличающихся па слух от обычных песен.

Высокочастотные песни лежат в дипазоне 3,5- 7,5 кГц, а их продолжительность достигает 300 мс. Примечательно, что такие песни, хотя и отличающиеся но тонкой структуре составляющих импульсов, присутствуют в репертуаре практически всех изученных нами представителей р.Passer (за исключением пустынных воробьев) и являются проявлением параллельной изменчивости песенных рядов воробьев.
Важно, что у саксаульных воробьев, как и в других, отдельные варианты высокочастотных рекламных песен по своей структуре идентичны некоторым вариантам форсированной ювепилыюй вокализации, которую издают взятые в руки 10-12-дневные птенцы при физическом воздействии (например, ири потряхивании) или при активном выпрашивании корма. Ниже мы приведем еще несколько примеров того, как в "криках бедствия" птенцов проявляются в готовом виде многие сигналы, свойственные дефинитивным ренер- туарам (см.Рис.). Интересно, что высокочастотные песни саксаульных воробьев но физической структуре чрезвычайно напоминают рекламные песни рыжих воробьев, хотя обычные песни этих видов вполне определенно отличаются.


Похожие статьи:

Добавить статью в закладки

 
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки на экологический портал!
Материалы размещены и подготовлены для образовательных и некоммерческих целей.
ООО "Новая Экология" © 2010 - 2017