Отношение к природе как социокультурная проблема.
Нами предлагается пять критериев (вопросов) социокультурной диагностики. Заметим, что эти вопросы являются вечными и «проклятыми»: на них не удается (невозможно) ответить однозначно. Каждый ответ является социальной реальностью, социальным миром, в котором социокультурные ценности составляют систему, имеющую свое теоретическое обоснование, свою политическую доктрину и социальную модель, теорию. Системы социокультурных ценностей, образованных «проклятыми» вопросами (точнее, доминирующими ответами на них), детерминируют, как и особенное отношение к Природе и, следовательно, особенное восприятие проблемы социоэкосистемного развития.
Социокультурная проблема каждого «проклятого» вопроса — это социальный феномен, состоящий из двух взаимоисключающих друг друга социальных миров. Эти миры объясняются противостоящими друг другу (более того, антагонистическими) социальными теориями и политическими доктринами. В каждый момент времени один из миров этой системы доминирует (имеет массовое распространение в обществе), в то время как другой находится в подавленном состоянии. Назовем такой феномен (пару социальных миров одной проблемы) социокультурной доминантой (СКД).
Социокультурные доминанты обладают следующими свойствами:экспансивны, т.е., проявившись в некотором социокультурном пласте (литературе, драматургии, науке), они распространяются на другие пласты (например, в политику, экологию, религию);
- вечны, т.е., появившись однажды, они не исчезают никогда;
- непримиримы, т.е. их отображения в теориях социального мира каждой составляющей пары СКД претендуют на абсолютную истину, сторонники которой являются уже политическими актерами и обвиняют своих противников в ереси, стремясь к полному искоренению «вредного и неправильного учения»;
- периодичны, т.е. в любом обществе и в любой момент времени доминируют идеи и ценности одного социокультурного мира, в то время как идеи и ценности противоположного мира находятся в рецессивном состоянии, определяя мировоззрение социального меньшинства.
Однако существует вероятность смены доминант.
Это свойство означает, что история обществ — это история социокультурных перемен, обретения одних ценностей, утрата других и вновь возвращение старых «Идеи рождаются как ереси, а гибнут как заблуждения», — с грустью писал Г.Гегель; диссипативны, т.е. смена СКД происходит через хаос, через социальную дезорганизацию, через бифуркацию; неоднородны, т.е. в разных социальных общностях ценности различных сторон СКД распространены с разной степенью.
Социокультурные
ТОМИНаН ТЫ |
|
Ку.тыура
Мозаическая |
Системная
|
|
Биологическая
|
Бессистемность. Бессмысленность. Утмди гарное rv Ирраииональность. Спекуляции жодот тма |
Культура первобытно- общи иного общества. Неон тычество Прими го тиюстьелинсния с природой |
"Сущность" |
Социальная
|
Бессистемность. Утилитарность
Агрессивность жологичесхих
ЛВИЖСНИН
Фанатизм жодогнзми |
Закомопослуш ность. Нравственность. Регулируемость. Рациональность Системность биосоциальною взаимодействия Образованность. |
|
Детерминистская
|
Агрессивность но отношению к природе. |
Принуждение к защите природы. Утилитаризм. Репрессиваих жолотичесхое законодательство Вынужденность защиты природы |
"Регуляция" |
Либеральная
|
Анархизм. Инстинктивном "Назад в пещеры". И соду-тли пг
Экологическая обраюаанпостк |
Нравственное отношение к природе Партнерство. Сопиожолотичсскос единство.
Забота о природе |
|
Программируемая
|
Утопичность Бредовые проекты и фантастические доктрины. Бессмысленность. Мессианство жаюинш. |
Жесткая регуляция взаимодействий с природой. Экологическая полиция. Политизация жаимин. Фана гит жолошзиа. |
"Прогрямчи- руемость" |
Эволюционная
|
Анархизм "Все само собой рассосется" Бездеятельность Свертывание прои заадств. Агрессия к технократизму. |
Coi тиожолог ичсское единство. Образованность. Экологическая терпимость, толерантность. Плюрализм экологических идей. Рацжзиал ьност ь. |
|
|
Иррациональность Аморализм Жадность. Живи настоящим. "От Природы надо вить все и сегодня" |
Экологический коммунизм, Мссснаждво жологитма. Природа — новый Бог Спекулятивность жологизма. |
" Нравственность" |
Эсхатологическая
|
Экологическое сектантство. Сакроли тация природы на языческом уровне. Фанатизм. Садистское сектантство фяна ткем- жшки истов. |
Социологическое единство Сакралыюсть религиозной доктрины происхождения природы и человека, человек и природа едины. Сопряженная дволюцня общества и природы Образованность. |
Похожие статьи:
Добавить статью в закладки

|