Обучение действиям — задача экологического образования.

Образовательная система, массовая школа играют существенную роль в формировании и развитии массового сознания. Однако перспективы российской государственности скорее угадываются, нежели просматриваются, и поэтому учитель, педагог, родитель лишены ясной идеологической картины, контекста, придающего знанию устройство экологической пирамиды, пищевой цепочки и другой социальный смысл, задающего систему мотивов и стремлений.

В условиях глобального кризиса экологическое образование представляет собой адаптивное средство жизнеобеспечения этноса.

Оно не сводится к образованию отдельных личностей и их групп, но опирается на личности и группы в устремлении обеспечить интересы безопасности этноса на исторической (а мы скажем — экологической) шкале времени.

Современный преподаватель вынужден разбираться в этническом, социальном контекстах экологических дисциплин, поскольку в наши аудитории и классы идут за «пониманием», развитием самосознания и внутренних представлений, поискам своего предназначения и смысла: люди стремятся не столько запомнить, сколько понять.

Экологическое образование призвано помочь перейти от модели «выживания» масс к сознательному разделению индивидами ценностей этноса и на его основе к развитию способа выживания. В перестроечной советской, а затем нынешней российской образовательной системе эта необходимость была выражена в государственной политике под лозунгом: «От культуры полезности к культуре достоинства». В постановке проблемы "выживания" заложена опасность забвения цены выживания для конкретного этноса и требование этической основы в обеспечении лучшего будущего.

Система образования функционально занимает ключевую роль, по мнению руководителей образования:

  • «...от нашего выбора... зависят место и миссия образования в обществе: в первом случае образование плетется в хвосте у общества;
  • во втором — образование обеспечивает развитие общества».

Признание необходимости перехода от экологических знаний к картине мира составило конструктивную программу развития экологического образования в стране, решение вопроса будем ли знать или будем верить в «экологию». Это означает, что исторически предстоит смена характера адаптивности у этносов России.

Без систематического образования граждан переход на новый уровень невозможен.

Важнейшая задача как образования, так и всех культурных институтов — содействовать расширению сознания граждан, включению в область забот более отдаленных перспектив и процессов. Академическая экология изучает взаимосвязи (экология видов, динамики численности популяций и др.), и за границами этой биологической науки мы оказываемся в области социальной интерпретации классической экологии. По существу, многообразие «экологий» объединяет общность функций — применение экологических (в смысле «биологических») закономерностей к разным объектам.

Поле сознания человека: обыденное и расширенное

Поле сознания человека: обыденное и расширенное (по: Донелла Медоуз и др., 1991 с изменениями).

Только после интерпретации данных фундаментальной науки, в том числе системой образования, приходит общественное признание значения обнаруженных фактов и процессов. Экологическое образование сегодняшних дней — часть нарождающейся культуры осознания и обеспечения долгосрочных интересов безопасности этносов России, в которых общая безопасность складывается благодаря уменьшению риска всех участников.

Предстоит переход к обучению действиям.

Решение этой задачи предполагает обращение совсем к другим целям и критериям эффективности. Методы активного обучения — ролевые, имитационные (деловые) игры — учат именно этому. Необходимо издать комплекты образовательных игр для школ и вузов, лиц, принимающих решения в регионах, и обучить этому методу педагогический корпус страны — задача, успешно начатая в СССР усилиями министра и педагога Г. А. Ягодина.

Эти обстоятельства свидетельствуют в пользу решительного возвращения управления экологическим образованием страны в ведение Министерства общего и специального образования РФ еще и в силу того очевидного обстоятельства, что образование — это профессиональный вид деятельности, касается ли это обучения математике, охране окружающей среды или оказанию экстренной медицинской помощи.

Поделиться:
Добавить комментарий