Носители экологической пассионарности: могут ли они составить «партию зеленых»?
Религиозное сознание свойственно было в 1993 г. 26% взрослого населения России, но в то же время на вопрос о религиозности 46% населения страны ответили положительно. Пантеистическое мировоззрение разделяли 55% взрослых жителей страны (динамика развития религиозности приведена в таблице).
Таблица. Динамика религиозности в России в 1993 - 1997 гг.,%.
Индикатор | 1993 | 1994 | 1996 | 1997 |
Считаете ли Вы себя религиозным человеком? | 46 | 51 | 55 | 48 |
За последние годы ситуация изменилась мало: всплеск религиозности 1994 — 1995 годов сменился его понижением уже в 1997 году. Хотя надо отметить, что уровень религиозности и сейчас очень высок: примерно половина населения демонстрирует явное разочарование в материалистических схемах объяснения мироустройства, жизни, собственных смысложизненных основаниях.
Религиозный тип экологического сознания наиболее лоялен к природе.
Здесь отчетливы установки на системное взаимодействие с природой. Речь не идет об охране природы. Речь идет о жизни в природе. Люди этого типа составляют наиболее осмысленный потенциал экологического движения. Он огромен (половина взрослого населения страны).
Однако его ядро, состоящее из верующих людей, не меняется:
- в 1996 г. 3,7% населения ходили в церковь 1 раз в месяц (в 1997 году — 3,8%);
- в 1996 г. 17% населения несколько раз в году были в церкви (в 1997 году — 15,3%).
В таблице приведены данные о социальных профилях религиозного населения и их изменениях с 1994 года. Данные этой таблицы позволяют сделать следующие выводы:
Потенциал экологической тревожности, возбужденности (пассионарности) составляют прежде всего женщины. Это сильно уменьшает его эффективность: известно, что в самоорганизующихся социальных системах всегда доминируют мужчины. У нас же мужчины демонстрируют материалистическое отношение к жизни, расходясь во взглядах с женщинами.
Чем старше люди, тем выше уровень их религиозности.
Более того, расхождения во взглядах между молодой и средней по возрасту частью населения (до 55 лет) и старшей (более 55 лет) усугубляются. Очевидно, этот факт еще более снижает качество потенциала экологического движения. Важным является то, что религиозность — это мировоззрение, характерное для населения с низким уровнем образования. Потенциал экологической пассионарности от этого может резко снижаться: необразованность делает его опасным. Оно может принять формы неолуддизма, экологического фанатизма, примитивного запретительства. Однако, возможно, это является и доказательством разрушительности нашего образования: чем выше его уровень, тем более сильной является материалистическая крепь и тем четче прослеживается антиэкологическое поведение.
Наиболее сильны позиции религиозного населения в регионах Юга, Предуралья и Урала.
Наиболее слабый потенциал экологического движения просматривается в Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь уровень религиозности ниже общероссийского уровня на 20% и эта тенденция к понижению усиливается. По социальным группам опорой экологического движения могут быть все социальные слои. Максимальное сочувствие будет со стороны пенсионеров и домохозяек. Можно рассчитывать на участие служащих, рабочих и специалистов. Нынешнее поколение учащихся учебных заведений уже откровенно материалистично: образование уже убедило их в том, что человек — царь природы, что души нет, что жизнь — это форма существования белковых тел, а природа — это полезный для человека ресурс (фактор производства в экономических доктринах).
Если религиозность (включая и пантеистическую позицию) составляет идеологическую (мировоззренческую) базу экологического движения, то способность к социальным поступкам, активность населения определяют его энергетический потенциал. Оба этих компонента (идеология и энергетика) и определяют пассионарность населения. В таблице 3.1.3 приведены некоторые данные, оценивающие уровень социальной энергетики и ее динамику.
Таблица. Оценка социальной активности населения (энергетического потенциала) и ее динамика в 1994 — 1997 гг.,%.
Показатель активности | Годы | Темп прироста, % | |||
1994 | 1995 | 1996 | 1997 |
| |
Наличие регулярного и нерегулярного приработка | 17,1 | 16,3 | 13,5 | 12,9 | -25 |
Возможность социальных выступлений, акций протеста в городе, селе | 26,9 | 26,0 | 39,8 | 29,1 | +8 |
Возможность личного участия в акциях протеста | 20,9 | 22,7 | 25,9 | 20,6 | -1 |
Возможность личного участия в акциях протеста (по Москве) | 8,0 | 17,2 | 14,8 | 24,3 | 3 раза |
Данные службы "Мнение" (рук. службы — Г. А. Пашков).
Наиболее высок уровень социальной активности в Москве (смотрите Приложение) и Санкт-Петербурге.
В провинции меньше всего уровень двойной занятости (скорее всего, там нет никаких возможностей для этого). В то же время центр социальной протестности (по данным ВЦИОМ) сместился за период 1994 — 1997 г. из Москвы и Санкт-Петербурга (тогда здесь наблюдался максимально высокий уровень возможности социальных протестов — 38,3%) в Сибирь и на Дальний Восток (45,0%) при сохранении высокого уровня протестности и в обеих столицах (35,4%). В заключение, можно сказать, что социальная база экологического движения в целом уменьшается (таблица 3.1.4).
Экологическая база 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1994-1997 |
(идеологическая поддержка и активность) 7,9 | 8,3 | 7,4 | 6,2 | -1,7 |