Носители экологической пассионарности: могут ли они составить «партию зеленых»?
Религиозное сознание свойственно было в 1993 г. 26% взрослого населения России, но в то же время на вопрос о религиозности 46% населения страны ответили положительно. Пантеистическое мировоззрение разделяли 55% взрослых жителей страны (динамика развития религиозности приведена в табл.).
.jpg)
Типологическая структура различных групп населения ( опрос 1993 г.)
Динамика религиозности в России в 1993-1997 гг.,%.
Индикатор |
1993 |
1994 |
1996 |
1997 |
Считаете ли Вы себя |
|
|
|
|
религиозным человеком? |
46 |
51 |
55 |
48 |
За последние годы ситуация изменилась мало: всплеск религиозности 1994—1995 годов сменился его понижением уже в 1997 году Хотя надо отметить, что уровень религиозности и сейчас очень высок: примерно половина населения демонстрирует явное разочарование в материалистических схемах объяснения мироустройства, жизни, собственных смысложизненных основаниях.
Религиозный тип экологического сознания наиболее лоялен к природе. Здесь отчетливы установки на системное взаимодействие с природой. Речь не идет об охране природы. Речь идет о жизни в природе. Люди этого типа составляют наиболее осмысленный потенциал экологического движения. Он огромен (половина взрослого населения страны).
Однако его ядро, состоящее из верующих людей, не меняется:
- в 1996 г. 3,7% населения ходили в церковь 1 раз в месяц (в 1997 году —3,8%);
- в 1996 г. 17% населения несколько раз в году были в церкви (в 1997 году — 15,3%).
В табл. приведены данные о социальных профилях религиозного населения и их изменениях с 1994 года. Данные этой таблицы позволяют сделать следующие выводы:
Потенциал экологической тревожности, возбужденности (пассионарности) составляют прежде всего женщины. Это сильно уменьшает его эффективность: известно, что в самоорганизующихся социальных системах всегда доминируют мужчины. У нас же мужчины демонстрируют материалистическое отношение к жизни, расходясь во взглядах с женщинами.
Чем старше люди, тем выше уровень их религиозности. Более того, расхождения во взглядах между молодой и средней по возрасту частью населения (до 55 лет) и старшей (более 55 лет) усугубляются. Очевидно, этот факт еще более снижает качество потенциала экологического движения. Важным является то, что религиозность — это мировоззрение, характерное для населения с низким уровнем образования. Потенциал экологической пассионарности от этого может резко снижаться: необразованность делает его опасным. Оно может принять формы неолуддизма, экологического фанатизма, примитивного запретительства. Однако, возможно, это является и доказательством разрушительности нашего образования: чем выше его уровень, тем более сильной является материалистическая крепь и тем четче прослеживается антиэкологическое поведение. Наиболее сильны позиции религиозного населения в регионах Юга, Предуралья и Урала. Наиболее слабый потенциал экологического движения просматривается в Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь уровень религиозности ниже общероссийского уровня на 20% и эта тенденция к понижению усиливается. По социальным группам опорой экологического движения могут быть все социальные слои. Максимальное сочувствие будет со стороны пенсионеров и домохозяек. Можно рассчитывать на участие служащих, рабочих и специалистов. Нынешнее поколение учащихся учебных заведений уже откровенно материалистично: образование уже убедило их в том, что человек — царь природы, что души нет, что жизнь — это форма существования белковых тел, а природа — это полезный для человека ресурс (фактор производства в экономических доктринах).
Если религиозность (включая и пантеистическую позицию) составляет идеологическую (мировоззренческую) базу экологического движения, то способность к социальным поступкам, активность населения определяют его энергетический потенциал. Оба этих компонента (идеология и энергетика) и определяют пассионарность населения. В табл. 3.1.3 приведены некоторые данные, оценивающие уровень социальной энергетики и ее динамику.
|
|
|
|
|
Оценка социальной активности населения |
(энергетического потенциала) и ее динамика в 1994—1997 гг.,%. |
Показатель активности |
Годы |
|
|
Темп |
|
|
|
|
прироста, % |
|
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Наличие регулярного и |
|
|
|
|
нерегулярного приработка |
17,1 |
16,3 |
13,5 |
12,9 -25 |
Возможность социальных |
|
|
|
|
выступлений, акций |
|
|
|
|
протеста в городе, селе |
26,9 |
26,0 |
39,8 |
29,1 +8 |
Возможность личного |
|
|
|
|
участия в акциях |
|
|
|
|
протеста |
20,9 |
22,7 |
25,9 |
20,6 -1 |
Возможность личного |
|
|
|
|
участия в акциях |
|
|
|
|
протеста (по Москве) 8,0 |
17,2 |
14,8 |
24,3 |
3 раза |
|
|
|
|
|
Данные службы "Мнение" (рук. службы — Г.А. Пашков).
Наиболее высок уровень социальной активности в Москве (см. Приложение) и Санкт-Петербурге.
В провинции меньше всего уровень двойной занятости (скорее всего, там нет никаких возможностей для этого). В то же время центр социальной протестности (по данным ВЦИОМ) сместился за период 1994—1997 г. из Москвы и Санкт-Петербурга (тогда здесь наблюдался максимально высокий уровень возможности социальных протестов — 38,3%) в Сибирь и на Дальний Восток (45,0%) при сохранении высокого уровня протестности и в обеих столицах (35,4%). В заключение, можно сказать, что социальная база экологического движения в целом уменьшается (табл. 3.1.4).
Экологическая база 1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1994-1997 |
(идеологическая |
|
|
|
|
поддержка |
|
|
|
|
и активность) 7,9 |
8,3 |
7,4 |
6,2 |
-1,7 |
Похожие статьи:
Добавить статью в закладки

|