Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации на Эко портале обращайтесь portaleco.ru@gmail.com

 Инстинкт и другие врожденные формы поведения.
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Статьи - Сохранение биоразнообразия.

Что важнее для поведения индивида - природа (генетические задатки) или воспитание, среда.

Не только в человеческом обществе, но и в сообществах многих других форм живого существует извечный вопрос о том, что важнее для поведения индивида - природа (генетические задатки) или воспитание, среда (тема биополитической конференции в Дартмутском колледже (США) летом 1996 г. и многих аналогичных мероприятий). В приложении к высшим животным многие исследователи говорят о «культурных традициях» - элементах поведения, не детерминированных генетически и существующих только у определенных сообществ животных. В наибольшей степени подобные традиции выражены у приматов. Так, традиция выкапывания картофеля руками существовала и «культурно» передавалась от поколения к поколению у одной- единственной популяции лангуров [Дерягина, Бутовская, 1992]. Характерно, что новую «культурную традицию» у приматов (скажем, у японских макак) во многих случаях первыми осваивали особи-подростки, матери перенимали их от старших детенышей и передавали младшим. Некоторые формы поведения (скажем, вокализация), кажущиеся «сугубо инстинктивными» на первый взгляд, оказываются фактически результатом обучения в ходе социальных взаимодействий между особями. Так, крик зеленых мартышек Cercopithecus sabacus «wre!», издаваемый при защите территории от соседних групп, приобретается ими при обучении [Савельев, 1998].

Обучение часто приводит к долговременным перестройкам поведения с соответствующими изменениями в нервной системе, связанными с активацией транскрипции регуляторных генов, особенно c-fos и c-jun. Данные гены вовлечены также в поздние этапы эмбрионального развития, т.е. обучение уподобляется продолженному онтогенезу. Обучение включает в себя: 1) импринтинг (от англ. imprint - впечатывать). В узком этологическом смысле речь идет о запоминании детенышем животного первого попавшегося на глаза движущегося объекта. Хорошо известен импринтинг у гусят: они считают «мамой» тот движущийся предмет, который видят в первый день жизни (известны фотографии Лоренца с выводком следующих за ним птенцов). В несколько более широком смысле, имеющем биополитический резонанс, под импринтингом понимается всякое обучение, основанное на запечатлении (прочном и, в типичном случае, необратимом запоминании) определенной информации, к которой индивид восприимчив (компетентен) лишь ограниченное время. Хороший пример - пение птиц. Для исполнения «правильной» мелодии, специфичной для данного вида птиц и местного диалекта, птенец в определенном возрасте должен слушать образцы песен взрослых «наставников». Так, молодые соловьи восприимчивы к мелодиям «наставников» в течение нескольких месяцев и обучаются репертуару из более чем 100 песен [Савельев, 1998]. Критический период для обучения ребенка языку завершается не позднее чем к концу 10-12 месяца жизни. На протяжении периода языкового импринтинга младенец способен воспринимать на слух различия между фонемами любого человеческого языка; т.е. ребенок рождается «космополитом». По окончании восприимчивого периода синапсы между нейронами его мозга формируют структуры, соответствующие смыслоразличительным звукам его родного языка, и он адекватно воспринимает отныне только эти фонемы. Например, достигший одного года жизни японец утрачивает способность различать звуки «р» и «л», поскольку японский язык не дискриминирует эти фонемы. В последние годы этологи получили новые данные о том, что границы периода импринтинга не столь жестко фиксированы генетически, как считали раньше.

Эти границы сами зависят от окружающей среды. Чем богаче стимулами и разнообразнее эта среда, тем дольше может продолжаться фаза импринтинга [Spiro, 1998]. Например, птенцы совы обучаются по механизму импринтинга картированию местности путем сравнения зрительной и слуховой информации.

 Птенец сохраняет восприимчивость к этой информации до 70-го дня после вылупления в сравнительно бедной и однообразной среде и до 200-го дня - в очень богатой разнообразными раздражителями среде. Исследования последних лет также показывают, что запечатленная в раннем возрасте информация в некоторых случаях может быть изменена во взрослом состоянии, т.е. импринтинг может быть частично обратим. Взрослая птица, слушающая несколько месяцев подряд измененную мелодию (например, ее собственную песню, исполненную на компьютере в измененном темпе), начинает петь «неправильно». Птица возвращается, однако, к нормальной песне, если ей перестают исполнять «неправильный» вариант. Биополитики и этологи человека находят аналоги импринтинга в процессах политической социализации - усвоения подрастающим поколением политических норм и ценностей социума. Так, развитие национальных (расовых и т.д) стереотипов и предрассудков связывают с чувствительным периодом в жизни ребенка. Долгое (по сравнению с другими приматами) детство у Homo sapiens соответствует удлиненному периоду, в котором возможен такой эффективный способ обучения, как импринтинг [Дольник, 1994]; привыкание (неассоциативное обучение) - ослабление реакции на многократно повторяемый безопасный стимул без подкрепления (награды).

Инфузория трубач, если до нее многократно дотрагиваться, все слабее и слабее реагирует на прикосновение.

Человек также постепенно перестает обращать внимание, например, на шум машин в большом городе. Однако это не означает, что «шумовое загрязнение» на него более не влияет - вызванный шумом стресс продолжает свое незаметное воздействие на организм. Борьба с шумом представляет важную грань практической биополитики (в ее экологическом аспекте); условный рефлекс (conditioning). Включает классический условный рефлекс (например, павловские собаки запоминали связь между вспышкой света и пищей) и оперантный (обучение поведению, направленному на получение награды или избегание наказания); подражание.

Проявляется в различных формах:

  • (а) как выполнение того или иного поведенческого акта вслед за выполнением сходного акта другой особью (кашель, чихание, зевание часто распространяются в зрительных залах театров по эстафете);
  • (б) усиление реакции на какой-либо объект в результате реакции на него других особей (в человеческом обществе эту форму подражания используют в рекламном бизнесе, сообщая о восторженной реакции других покупателей на данный товар);
  • (в) имитация - копирование, например, звуков, которые производятся другой особью и которых нет в репертуаре данной особи (мысленный пример из жизни Homo sapiens — Лещенко поет песню из репертуара Аллы Пугачевой);
  • г) когнитивные процессы - обучение на базе внутренних (мысленных) представлений о пространстве, порядке, времени и др.

Включает все виды рассудочной деятельности [Зорина, Полетаева, 2001]. Яркий пример - инсайт (озарение) - улавливание связей между объектами или явлениями. К инсайту способны уже голуби, но он наиболее развит у высших приматов, и без этой способности невозможно представить себе возникновение и развитие человеческого общества.

Обучение как форма поведения связана с приобретением жизненного опыта, весьма важной составной частью которого является взаимодействие с себе подобными. Таким образом, обучение связано не только с индивидуальным, но и с социальным поведением.


Похожие статьи:

Добавить статью в закладки

 
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки на экологический портал!
Материалы размещены и подготовлены для образовательных и некоммерческих целей.
ООО "Новая Экология" © 2010 - 2016