Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации на Эко портале обращайтесь portaleco.ru@gmail.com

 СОКРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Статьи - Социализация природы

СОКРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Некоторые наглядные примеры показали, как быстро можно уменьшить загрязнение окружающей среды при принятии строгих административных мер.

В крупном промышленном центре США, Питтсбурге, в 1946 г. наблюдалось такое сильное загрязнение атмосферы, что автомобильное движение часто было невозможно без включения фар даже днем. Иногда рабочие- строители вынуждены были .оставлять работу среди дня из-за смога, приводящего к плохой видимости. Днем в конторах горело электричество, даже чехлы на мебели чернели.

Законом, принятым в 1946 г., был строго регламентирован выброс в атмосферу золы и сажи и запрещено применение некоторых видов горючего. Двенадцать лет спустя число «дымных» часов сократилось на 90%, а вес пыли на квадратную милю уменьшился на 40%.

Еще более замечательным был английский опыт с «зонами без дыма» после принятия «Клин Эйр Акта» в 1956 г. -

В 1957 г. содержание дыма в воздухе Лондона было вдвое выше, чем в Париже, а в 1969 г. оно стало ниже на 5%- За 12 лет количество дыма в Лондоне сократилось больше чем на три четверти. Зимой видимость там увеличилась с двух до семи километров, а освещенность возросла вдвое. Некоторые разновидности растений растут там, где десять лет назад могли существовать только бирючина, остролист и платаны. Белые медведи, в зоопарке стали действительно белыми, тогда ,как раньше их приходилось специально чистить.

Подобная же попытка была предпринята в более чем 2000 зонах, объявленных «бездымными», где находилось 5 миллионов квартир, более четверти британского жилого фонда. Для этого было запрещено применение горючего, дающего дым, и использование обогревательных установок с неполным сгоранием топлива. 40% стоимости их замены субсидировало государство, 30% — муниципальные органы и лишь 30% были возложены на собственников. В 1970 г. государство израсходовало на эти цели 70 миллионов франков.

Весьма показательным, но слишком территориально ограниченным был опыт с «зоной специальной охраны» в Париже. Декрет 1963 г. предусматривал для борьбы с загрязнением воздуха создание зон специальной охраны, в которых администрация должна была установить максимальный уровень содержания в воздухе дыма и загрязняющих газов, а также типы устройств для сжигания топлива и виды горючего. Это было осуществлено в Париже в 1964 г. Было запрещено использовать тяжелое жидкое топливо, содержащее более 2% серы, твердое топливо с содержанием летучих веществ свыше 15%, за исключением аппаратов, приспособленных для сжигания топлива без Дыма, легкое и тяжелое жидкое топливо для установок, не имеющих очень большой мощности нагрева. С "1964 по 1969 г. дым сократился на четверть, а сернистый ангидрид почти на 30%, при этом, однако, не было точно установлено взаимное влияние этих административных мер и благоприятных метеорологических условий.*Эта акция могла бы быть гораздо эффективнее, если бы она осуществлялась более энергично. В самом деле, допускался максимальный уровень выброса дыма нагревательными устройствами, вдвое и втрое превышающий уровень, установленный в других заИадных странах. Кроме того, была допущена серьезная ошибка, состоящая в том, что ограничения касались лишь домовых обогревательных устройств и не распространялись на загрязнение, в котором повинны промышленность и электростанции, производящие 80% сернистого ангидрида, выбрасываемого в воздух над Парижем и его окрестностями.

Легко себе представить, каких внушительных результатов можно было бы достичь, если бы такие меры были осуществлены более последовательно и распространены на все крупные города. Вот уже семь лет, как они ограничены Парижем, хотя загрязнению воздуха подвержены все крупные агломерации. Марсель, Руан и Лион страдают от него почти так же, как и Париж. В коммунах Парижского района загрязнение воздуха почти такое же, как в некоторых кварталах Парижа: Сен-Дени задымлен сильнее, чем XV округ, а Медон загрязнен сернистым ангидридом так же, как XII округ.

В райках VI плана следовало бы распространить этот режим зон специальной охраны на все города с численностью более 100 000 жителей и на все коммуны, находящиеся в пригородах крупных центров, предусматривая это ограничение загрязнений для всех потребителей энергии, а не только для жилищных обогревательных устройств.

Помимо этих зон с очень высоким режимом ограничений, следует уменьшить загрязнение воздуха над всей территорией. С этой целью необходимо установить достаточно низкие предельно допустимые нормы содержания загрязнителей в горючих.

 

 

Рис. 9

ЭВОЛЮЦИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА В ПАРИЖЕ И ЛОНДОНЕ (1956-1969 гг.)

Эта система норм должна быть дополнена налогами на горючее соответственно степени его вредности. При сгорании тонны газа высвобождается лишь 0,5 кг сернистого ангидрида, тогда как- при сгорании тонны угля или нефти образуется 20 кг сернистого ангидрида. На одну термию количество серы составляет 1 г для угля, 0,5 г для жидкого топлива, идущего в домовые "обогреватели, 1,8 г для легкого жидкого топлива, 3,5 г для тяжелого жидкого топлива № 2. Выделение дыма из легкого жидкого топлива втрое выше, чем из жидкого топлива, идущего для домовых печей.

Исходя из этого, следует определить новую энергетическую политику, основанную на быстром развитии менее загрязняющих источников энергии по сравнению с более опасными: топлива, содержащего мало серы, газа, электричества, антрацита, агломератов, непылевидных углей,— на сокращении применения вредоносных веществ, особенно серы, входящих в каждый вид топлива. Ввиду общей нехватки энергии, производимой с небольшим загрязнением среды, все это предполагает реорганизацию энергетического обеспечения Франции, которая займет несколько лет и коснется национального производства и импорта, а также основательные исследования в области обессеривания горючего.

Научные исследования, проведенные во Франции и в других странах, показывают, впрочем, что обессери- вание вызывает довольно ощутимое повышение цен, хотя экономически и вполне допустимое, если только речь не идет о полном обессеривании.

\/В Японии, например, где загрязнение атмосферы в 1985 г. увеличится в шесть раз по сравнению с 1970 г., если не будут приняты меры, чтобы этому воспрепятствовать, содержание серы в горючем будет снижено на 1,7% при увеличении цен на него на 8%. На новой теплоцентрали в Токио затраты на аппаратуру для обессеривания и уменьшения загрязнения составят 10% общей стоимости строительства.

Обессеривание топлива и во Франции должно рассматриваться как важнейшая цель, так как отнюдь не достаточно рассеивания выбросов в атмосфере путем удлинения дымовых труб. В самом деле, скопление сернистого ангидрида, даже на большой высоте, может привести к его распространению и выпадению в отдаленных местах, и существование такой «воздушной трясины» может оказать крайне неблагоприятное влияние на атмосферу и климат. Тем более что на отдельных теплоцентралях количество выделяемого сернистого ангидрида по сравнению с 1965 г. в 1975 г. более чем удвоится, а в 1985 г. утроится.

Параллельно во Франции должна начаться операция по «очистке котлов», которая заняла такое заметное место в Великобритании. Бесполезно, впрочем, было бы очищать стены Парижа и крупных провинциальных городов, не устраняя в то же время причин их почернения. После фасадов следовало бы теперь почистить нагревательные установки во всех больших городах Франции, заменяя устаревшее оборудование на агрегаты, меньше загрязняющие воздух, и предоставляя, как и в Великобритании, повышенные общественные субсидии частным лицам, вынужденным нести такого рода расходы.

Самой большой опасностью для нашего общества является в настоящее время не атомная бомба, а автомобиль. Мз-за чудовищных ошибок как в понимании его .общественной роли, так и в его использовании он стал Современным Молохом, истребляющим ежегодно больше /людей, чем погибло в Хиросиме, разрушающим зеленые зоны и ландшафты, чтобы покрыть их дорогами и стоянками, и отравляющим всю атмосферу.

В США автомобили выбрасывают в воздух половину всех загрязняющих газов, извергая ежегодно по 71 мил- j лиону тонн окиси углерода, 14 миллионов тонн не сгоревших углеводородов, 8 миллионов тонн окиси азота и 1 миллион тонн пыли.

Каждый автомобиль потребляет на 1000 км столько кислорода, сколько человек за год, выбрасывает вместе с выхлопными газами окись углерода, отравляющую кровь, а также бензпирен, свинец и несгоревшую сажу, оказывающие канцерогенное действие. Наши легкие вдыхают асбест, применяемый в тормозных устройствах, частицы угольной сажи, используемой в резиновых покрышках. Ввиду этих технических дефектов автомобиль— самый вредный для здоровья продукт индус-триальной эпохи.

Чтобы больше чем вдвое сократить загрязнение воздуха окисью углерода, достаточно потребовать от французских автоконструкторов установки на машинах про- тивозагрязнительного приспособления, предусмотренного американскими правилами и устанавливаемого на автомашинах, экспортируемых в США. Действительно, максимальный уровень загрязнения окисью углерода в США равен 1,5—2,3% соответственно количеству цилиндров в автомобильном двигателе, тогда как во Франции допускается гораздо больший уровень (4,5%)—впрочем, даже без обязательного периодического контроля за его соблюдением, как это делается в Бельгии и ФРГ.

Достаточно было бы даже простой регулировки карбюратора, чтобы сократить выброс загрязняющих веществ минимум на треть. Отвертка, гараж и наклейка на ветровом стекле при ежегодном контрольном осмотре, удостоверяющая выполнение этой регулировки, обеспечили бы эту меру

Предписать монтаж устройств, сокращающих до 2% выбросы автомобилями окиси углерода, проводить ежегодный контроль машин на шум, загрязнение и исправность средств безопасности, предохранять, как в ФРГ, выхлопные устройства от коррозии с помощью нержавеющей стали, сократить содержание свинца в бензине — все эти меры насущны и возможны. Или потребуется еще желание внушить автомобилю уважение к здоровью французов?[1]

Мизерная регламентация, к тому же почти бесконтрольная, ставит Францию далеко позади Великобритании и ФРГ в деле защиты человека от шума; «основной закон» о шуме, обещанный весной 1970 г., все еще находится «в стадии разработки»... В 1960 г. в Англии был принят весьма энергичный закон об уменьшении шума, признанного вредным для здоровья. Местные власти в соответствии с заключением медиков, инспекторов министерства здравоохранения и экспертов могут постановить, что данный шум вреден, и приказать виновнику прекратить его, а в случае отказа преследовать его в судебном порядке. Точно так же трое собственников недвижимости, которым мешает шум, могут подать в суд на его виновника.

Поскольку источники шума неисчислимы, столь же широкой должна быть и защита от него на улице, в городе, на пляже или в доме. Необходимо строгое и контролируемое ограничение всех намеренно производимых шумов: треска мотоциклов и гоночных автомобилей, звуков радиоприемников и телевизоров, — в основу которого должен быть положен принцип — нарушение его наказуется в судебном порядке, — что удовольствие для одних не должно быть неудобством или даже страданием для многих других. Суровые предельно допустимые нормы шума плюс дифференцированные налоги должны распространяться на все автомобили, суда, самолеты и механизмы.

Столь же необходимо уменьшить шум в местах обитания людей. Для строительства должны быть предусмотрены звукоизолирующие материалы, не шумные санузлы и трубы, архитектурный замысел должен исключать распространение вредных звуков. Почему бы не начать уже теперь широкую кампанию по звукоизоляции жилых зданий, и особенно в крупных ансамблях, гораздо более необходимую людям, чем чистка фасадов?

Почему бы также не ограничить звуковую мощность вновь выпускаемых радиоприемников и транзисторов, чтобы их можно было слушать, не оглушая при этом весь дом? Почему бы не увеличить минимальную высоту полета прогулочных самолетов, чтобы уменьшить их рев в дни отдыха?

Шумная атмосфера изматывает работающих. Ограничить шум в местах работы — в учреждениях и цехах — это в такой же мере социальное, как и экономическое требование.

Что касается, то в Законе от 16 декабря 1964 г., являющемся наиболее рациональным орудием охраны окружающей среды, сказано: борьба с нехваткой воды и ее загрязнением финансируется двумя налогами — на забор и на порчу воды, которые уплачиваются ее пользователями и загрязнителями и сокращаются в зависимости от их собственных затрат на ее очистку. Но шесть лет спустя после принятия этого закона он во многих областях еще не нашел своего применения... из-за отсутствия подзаконных юридических актов. Его эффективность снижается тремя присущими ему недостатками. Первый — это слишком малый налог на загрязнение, что побуждает загрязнителей лучше платить налог, чем заниматься очисткой. Он составляет в среднем 1,5—2,5 франка на жителя в год, тогда как эксплуатационные расходы на очистку и стоимость амортизации очистительных сооружений равны 10—12 франкам.

Второй недостаток — это слишком ограниченная роль бассейновых агентств, которые субсидируют очистные сооружения, но не могут ни принимать решение об их установке, ни осуществлять ее, ни даже распоряжаться ими. Отсюда рассредоточение установок среди слишком большого числа распорядителей коммунальных работ или промышленников, что увеличивает издержки инвестиций и снижает их эффективность.

Наконец, предельно допустимые нормы загрязнения для предприятий, не изменявшиеся с 1953 г. и не соответствующие сегодняшним требованиям, должны быть ужесточены и приведены в соответствие с успехами технического прогресса.

Что касается другого вредного явления — отходов,— то и здесь существуют технические решения, когда речь идет о грязи, получающейся в результате ассенизации вод, или о вышедших из употребления кузовах машин, которые могли бы быть пущены снова на производство стали. Если бы при покупке автомобиля бралась пошлина в 30 франков, которая впоследствии возмещалась бы владельцу машины при сдаче ее в металлолом, многие сотни тысяч каркасов каждый год снова поступали бы в промышленный оборот, что позволило бы собрать дополнительно массу металлолома.

Однако проблема отходов представляет особую трудность. Это вредное явление, отчасти промышленного, отчасти пространственного характера, сталкивается с недостатком пространства для размещения этих отходов производства, особенно при желании сократить сброс в море и реки и, следовательно, увеличить массу отходов, хранящихся на земле или под землей.

Скопление отбросов в настоящее время — менее вредное для здоровья явление, чем другие. Но если уже теперь не будут приняты энергичные меры для разработки и внедрения процессов их дезинтеграции — реинтеграции, есть опасность в ближайшие годы лишиться значительных и все увеличивающихся площадей, находить которые становится все труднее. Уже сейчас в США освобождение от более 4 миллиардов тонн отходов в год становится одной из серьезнейших проблем охраны окружающей среды.

А возможен ли «город без вредных явлений»? Достичь этой цели решено в новом городе Бодрей в 25 км от Руана, но ее нельзя достичь только наилучшей планировкой города. Шум, отбросы, загрязнения — это результат плохой организации национального производства. Именно ее и нужно изменить прежде всего.

 


[1] Разработанный несколько лет назад во Франции профессором Серрюи регулятор, намного снижавший токсичность выхлопных газов, не нашел применения из-за противодействия конструкторов автомобилей. А он позволил бы снизить выделение окиси углерода до 1%, то есть сократить примерно на 4/5 допускаемый сейчас максимум загрязнения.


Похожие статьи:

Добавить статью в закладки

 
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки на экологический портал!
Материалы размещены и подготовлены для образовательных и некоммерческих целей.
ООО "Новая Экология" © 2010 - 2017