Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации на Эко портале обращайтесь portaleco.ru@gmail.com

 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ РАЗРУШЕНИЕ ПРИРОДЫ
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Статьи - Социализация природы

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ РАЗРУШЕНИЕ ПРИРОДЫ

Тебя лишают ветров, дождей, снегов, солнца, гор, цветов и лесов — истинных богатств человека.

ЖАН ЖИОНО

Оскудение природы как следствие растущего загромождения пространства

Запад идет не к «обществу изобилия», а к эре великой нищеты.

Самым серьезным следствием  для будущего человечества является дефицит пространства, постоянно усугубляемый быстротой роста народонаселения.

Долгое время этот феномен сдерживался и, следовательно, маскировался, так как значительная часть естественного излишка населения исчезала в массовой эмиграции в Новый Свет и в мировых войнах. Теперь же, непрерывно обогащаясь промышленными и сельскохозяйственными товарами, услугами и досугом, каждый человек постоянно обедняет себя, разрушая природную среду.

Растет население, развивается экономика, увеличивается досуг, а общество испытывает все более острую нужду в пространстве, которое оно заполняет все более плотно.

Пространство необходимо непосредственно людям, но в еще большей степени для строительства (жилые дома, заводы, учреждения, вокзалы, порты, дороги, аэродромы) и для получения многочисленных средств труда и предметов развлечения (автомашины, самолеты, суда, станки, телевизоры).

К плотности населения добавляется механическая перенаселенность в природной среде, которая постоянно разрушается волнами «бетонного прилива».

Наконец, к демографическому и экономическому росту присоединяется «зрелищный» рост, вторжение досуга, который вызывает двойную добавочную оккупацию пространства: строительство туристских комплексов, дублирующее обычное жилищное строительство, спортивное снаряжение и средства отдыха, начиная с прогулочных лодок и водных лыж и кончая «воздушным» туризмом. Природное пространство пере населяется с головокружительной быстротой.

Францию населяют не только 50 миллионов жителей. Сюда надо добавить: на земле— 15 миллионов еди-J ниц моторного транспорта (легковые автомашины, грузовики, автокары, автобусы), 5 миллионов мотоциклов, велосипедов с моторчиками и мотороллеров и миллионы различных хозяйственных машин; на озерах и в прибрежных морских водах — 200 ООО прогулочных судов и часть рыболовного флота; в воздухе — 400ООО самолето - вылетов коммерческой авиации, перевозящей ^миллионов пассажиров в год, и 2 800 000 вылетов частных, военных и принадлежащих аэроклубам самолетов; многочисленная бытовая техника, повсюду разносящая шум, и в частности 5 миллионов телевизоров.

Картина получается весьма отличная от традиционной экономики! Но можно ли не учитывать этой «механической заселенности», которая, как и человеческая заселенность, воздействует на природную среду, причем с гораздо более грозной интенсивностью? В 1970 г. загрязнение от промышленных отходов было эквивалентно загрязнению, которое создавали бы 65 миллионов жителей, то есть на 30% больше, чем действительное население Франции '; в 1985 г. оно будет эквивалентно загрязнению от 100 миллионов жителей—I На 70% больше, чем количество населения Франции, ко торого можно ожидать к этому же году. Взлет одног реактивного самолета производит вдвое больше шума чем разговор 50 миллионов французов.

Ежегодно, пробегая по стране 70 миллиардов кило метров, легковые и грузовые автомашины потребляю столько же кислорода, сколько и 70 миллионов жите лей.

Заполнение пространства растет чрезвычайно быстро, и перспектива на ближайшие 20 лет, если экстрапо- чи'ровать нынешнюю тенденцию, ставит с экологической точки зрения тревожную проблему: выдержит ли человечество свой собственный натиск?

С 1950 по 1969 г. население Франции увеличилось примерно на 1/5, промышленное производство утроилось,

I. Заполнение пространства Франции (абсолютный рост) (в миллионах единиц ', кроме промышленного производства, выраженного в % к 1950 г.)

 

1950

1955

1969

1965

1969

1990

Население ........................

41,9

43,2

45,4

48,5

50,1

60

Промышленное производство ...................

100

134

189

242

305

550

Транспортные средства2 .

2,3

4,8

7,3

11,6

15

30

Воздушные перевозки

пассажиров 3.................

Прогулочные суда4 . .

1,5 0,02

2,8

5,6

10 0,12

14,7 0,22

135 0,6

1 Цифры 1990 г. являются результатом экстраполяции тенденции 1960— 1969 гг. Источники: Национальный институт статистики и экономических исследований и Бюро навигационных исследований Генерального секретариата гражданской авиации.

1 Моторный транспорт: легковые и грузовые автомобили, автокары, автобусы, дорожные машины (исключая сельскохозяйственные тракторы).

3 Оплаченные пассажирские рейсы на территории метрополии.

1 Оценка Бюро навигационных исследований до 1965 г., оценка Национального института статистики и экономических исследований после 1965 г.

 

[1] Заполнение пространства Франции

 

 

(относительный рост) (в % к 1950 г.)

 

1950

1955

1960

1965

1969

1990

Население.........................

100

103

108

115

120

143

Промышленное произ

 

 

 

 

водство .........................

100

134

189

242

305

750

Транспортные средства

100

209

318

504

652

2 600

Воздушные перевозки

 

 

 

 

пассажиров....................

100

193

373

666

980

6 600

Прогулочные суда . . .

100

 

 

600

1100

10 000

1

 

число единиц автомоторного транспорта выросло более чем в 6 раз, число прогулочных судов и воздушных перевозок пассажиров удесятерилось.

Если в течение предстоящих 20 лет сохранятся! столь быстрые темпы, как и в последние 10 лет ', та! придется дополнительно разместить в пространстве? Франции 10 миллионов жителей, 4/5 нынешнего объема! производства, на земле—15 миллионов единиц моторного транспорта, на воде — 400 000 прогулочных судов, в воздухе — 20 миллионов авиапассажиров.

Уже сегодня на Западе крайне остро ощущается! нехватка пространства, и для выживания Запада это] опаснее, чем атомная бомба. Индивидуальная доля каждого в естественном пространстве сокращается тем быстрее, чем больше растет численность населения и потребности людей. Сегодня не хватает земли, завтра! не будет хватать воды, послезавтра — воздуха.

В такой густонаселенной стране, как Нидерланды, если разделить ее территорию между всеми жителями,! на душу населения приходится 2800 м[1]; к концу XX века эта цифра составит 1700 м2. К этому же времени даже в такой менее населенной стране, как Франция, на! человека будет приходиться по 7000 м2 площади вместо! 11 000 м2, которые каждый имеет сегодня.

Через столетие, если нынешние темпы демографического роста сохранятся, на каждого жителя планеты] останется лишь 3000 м2 земли, включая пустыни и леса, а через шесть столетий — один квадратный метр2.

Но в действительности на каждого приходится гораздо! меньше земной поверхности. Из этих цифр надо вычесть] застраиваемое пространство, которое используется дл$ зданий, дорог и других сооружений; оно расширяется по' мере урбанизации и экономической экспансии, и при-1 том гораздо быстрее, чем растет население.

В Парижском районе, где число жителей предположительно вырастет на 2/3 за ближайшие тридцать лет.

 

Логарифмическая шкала

Рис. 1

ЗАПОЛНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА ФРАНЦИИ (относительный рост в % к 1950 г.)

 

Генеральная схема застройки Парижского района считает необходимым удвоить площадь под промышленные предприятия, утроить площадь под административные | здания и учетверить под жилье. В Германии урбанизация, индустриализация и дороги поглощают каждый! год 260 км2 земли.

Наконец, туризм с его двойной оккупацией земли! предъявляет усиленный спрос на строительные площадки для временного жилья отпускников в дополнение к| постоянному жилью. Уже теперь пространство для досу-1 га должно принимать около половины населения! Франции.

Нехватку ускоряют два противоположных потока ро-1 ста и сокращения: капитал в виде «поверхности земли в| естественном состоянии» быстро убывает под нажимом! строительства, а рост числа пользователей сокращает! пространство, приходящееся на каждого.

Кстати сказать, в долгосрочной перспективе вырисовывается и другая нехватка — нехватка подземного про-1 странства, по крайней мере на небольшой глубине. Под! городами уже образуются подземные города: канализация, туннели, проводящие системы, метро, убежища а завтра появятся залы заседаний и места для город-Я ских отходов. В заброшенные американские шахты уже! сваливаются отбросы больших городов. А что будут делать, когда шахты переполнятся?

В отличие от пространства растительного мира, ко* торое человек разрушает, застраивая его, вода при ее! потреблении деградирует лишь в своей чистоте, но не! в своем количестве. Она загрязняется, но не исчезаем из природного цикла. Потребности в воде велики и бы-Я стро растут. Чтобы изготовить тонну бумаги, требуетсЯ 300 м3 воды. В настоящее время Франция потребляем ежедневно на душу населения 1500 литров для частным нужд и нужд промышленности, сельского хозяйства Н городов; ей понадобится вдвое больше воды в 1985 В Американцы уже потребляют ежедневно 4000 литров нЯ душу населения. Во Франции к концу XX века объем воды, циркулирующей в теплоцентралях, будет равеД общему годовому объему естественного стока водьИ В 2100 г. потребности человечества превзойдут общув массу пресной воды в мире.

Параллельно нехватке воды по объему растущий досуг вызывает загромождение водной поверхности. Уже теперь нехватка водных площадей заметна в озерах и прибрежных морских водах вблизи часто посещаемых побережий. В бассейне Аркашона и на Лазурном берегу прогулочные суда, купальщики, водные лыжи, рыбачьи лодки мешают друг другу. Курсирующие прогулочные суда располагают во время отлива лишь одним гектаром водной поверхности в расчете на одно судно — минимальная цифра для получения удовольствия от водной глади. Скоро, с возрождением внутренних туристских путешествий, будет тесно на реках и каналах. А что будет через тридцать лет, если чрезмерная экспансия прогулочной навигации будет продолжаться.

Послезавтра сам воздух станет редкостью, особенно кислород, настолько растет его потребление. Четырехмоторный реактивный «Боинг», летящий по маршруту Париж — Нью-Йорк, потребляет 36 тонн кислорода. Сверхзвуковой «Конкорд» использует при взлете свыше 700 кг воздуха в секунду. Мировая коммерческая авиация сжигает ежегодно столько же кислорода, сколько его потребляют два миллиарда человек. Для 250 миллионов автомобилей в мире требуется столько же кислорода, сколько его необходимо всему населению Земли.

Некоторые будут удивлены, узнав, какую опасность таит в себе количественный баланс атмосферного кислорода, показывающий, каковы будут потребности в кислороде и возможности их удовлетворения в конце нашего века. А через два столетия, по мнению ряда ученых, кислород исчезнет из атмосферы.

Эта количественная нехватка природы усугубляется ее качественным оскудением.

Количественные нехватки выражают собой уменьшение индивидуальной доли участия в «капитале» природы, вызванное ростом числа показателей и в известных случаях урезыванием самого «капитала». Качественные нехватки означают сокращение биологических, художественных, научных богатств, составляющих «доход» от этого «капитала».

Постоянно урезаемое и оккупируемое, естественное пространство без конца загрязняется. Заполнение пространства не означает лишь его загромождения; умножаются также отбросы, неизбежные побочные продукты любой деятельности человека, функционирования его организма, эксплуатации жилищ, машин.

Органические и промышленные отходы, сбрасываемые в воду, выброс пыли и газов в атмосферу, шум от многочисленных механизмов и приборов; твердые отбросы, рассеиваемые по всей земле; чрезмерное повышение температуры воды и воздуха в результате интенсивного сжигания топлива — вот сколько видов загрязнения, которые постоянно снижают качество физической среды.

Столь быстрое обесценение естественного пространства делает еще более угрожающей его нехватку.

Новое общество изобилия находится на грани величайшей нищеты.

«Пространственная пауперизация» на Западе приобретает драматический характер, и в последней трети XX века нехватка пространства будет чувствоваться повсеместно и остро, а поиски его оптимального использования станут основным занятием экономики, политики и науки. Запад вступил в новую и критическую фазу своей истории, но он никогда еще не был так неподго- товлен к масштабам исторического сдвига и, следовательно, необходимым коренным преобразованиям.

Англосаксонские экономисты прошлого века: Мальтус, Рикардо, Генри Джордж, которые предчувствовали серьезность проблем землепользования и были устрашены зрелищем Британских островов, неспособных про-( кормить быстро растущее население, ограничивались изучением последствий уменьшения пригодных почв для сельскохозяйственного производства и его доходов Но естественное, то есть незастроенное, пространств" играет двойную роль: оно является источником мате риальных богатств, дает сельскохозяйственную продук-< цию и полезные ископаемые, служит своего рода фундаментом для строительства, транспорта, хранилищ; оно создает также нематериальные богатства, которыми являются биологические, эстетические, научные «услуги», оказываемые природой человеку.

Теперь уменьшение пригодных почв — это опасность, не только для получения продуктов питания, это прежде всего опасность для жизненной среды человека. В отли чие от XIX века тревогу за завтрашний день вызывает не только нехватка земли, но и воды и воздуха.

Эта нехватка серьезнейшим образом усугубляется плохой организацией нашего развития. Загромождение и загрязнение физической среды — роковое следствие роста. Но интенсивность этих процессов зависит главным образом от нашего общества.

Растущее загромождение пространства, редкость того, что раньше было общераспространенным,— все это должно заставить нас отказаться от либеральных методов пользования. Оскудение природы требует соответствующего планирования. Между тем ныне происходит обратное. Либерализм господствует, создавая анархию там, где нужна организация, используя природную среду без общего плана и без заботы об общем интересе, руководствуясь единственным критерием максимальной индивидуальной прибыли.

Если экономика с ее материальной заинтересованностью не признает никакой экономической ценности за коллективными нематериальными богатствами, производимыми природой, то надо ли удивляться тому, что этот тоталитаризм наживы развивает грабительскую оккупацию все более сокращающегося свободного пространства и разрушает природу, защита которой обходится дорого, а злоупотребление ею, напротив, обогащает?

В условиях двойного антагонистического использования естественного пространства — производства материальных или нематериальных богатств [2] — механика прибыли, опирающаяся на частную собственность и систематизированная в формуле «laissez-faire», неумолимо, повсюду и всегда ведет к тому, что биологическое, художественное, научное достояние природы приносится в жертву коммерческой рентабельности.

При нынешней экономической системе естественное пространство, уже столь редкое, беспрерывно расхищается и деградирует.

Изо дня в день сокращается не только «капитал природы», но и его массовое «потребление» становится все более затруднительным — по мере того как привилегированное частное потребление присваивает участки, на которые предъявляется наибольший спрос; а «доходы», которые мы извлекаем из этого капитала, то есть удовлетворение физических и культурных потребностей, постоянно снижаются по мере порчи самого капитала.

Таким образом, для каждого из нас радости, доставляемые природой, ежедневно убывают, и это в то время, когда они становятся жизненной потребностью современного мира, находящего в них противоядие урбанизации и базу для цивилизации досуга.

Только коллективная дисциплина может обеспечить оптимальное пользование природным пространством на благо всех. Но это значит поставить под сомнение всемогущество трех движущих сил экономического либерализма: частной собственности, прибыли, механики прибыли; ибо первая сила мешает коллективному потреблению природы, а две другие ведут к ее разрушению.

 


[1] О. С. D. Е. «Regularisation demographique et expansion ёсопо* mique». Paris, 1967.

[2] Эти две формы пользования пространством часто взаимно противоречивы и несовместимы. Лес, вырубленный для застройки, не служит больше психическому и физическому расцвету;

озеро, используемое для сброса неочищенных отходов, теряет чистоту, его вода не пригодна для питья и купания. Но мэтериалыюе использование пространства выгодно для его собственников (например, когда лес отдается застройщикам) или его пользователей (например. когда озеро служит бесплатным приемником нечистот) а нематериальное использование имеет малую или нулевую ценность

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ РАЗРУШЕНИЕ ПРИРОДЫ

Тебя лишают ветров, дождей, снегов, солнца, гор, цветов и лесов — истинных богатств человека.

ЖАН ЖИОНО

i. оскудение природы как следстйщ: растущего загромождения пространства

Запад идет не к «обществу изобилия», а к эре великой нищеты.

Самым серьезным следствием эч^Т) для будущего человечества является дефицит пространства, постоянно усугубляемый быстротой роста народонаселения.

Долгое время этот феномен сдерживался и, следовательно, маскировался, так как значительная часть естественного излишка населения исчезала в массовой эмиграции в Новый Свет и в мировых войнах. Теперь же, непрерывно обогащаясь промышленными и сельскохозяйственными товарами, услугами и досугом, каждый человек постоянно обедняет себя, разрушая природную среду.

Растет население, развивается экономика, увеличивается досуг, а общество испытывает все более острую нужду в пространстве, которое оно заполняет все более плотно.

Пространство необходимо непосредственно людям, но в еще большей степени для строительства (жилые дома, заводы, учреждения, вокзалы, порты, дороги, аэродромы) и для получения многочисленных средств тРУда и предметов развлечения (автомашины, самолеты, суда, станки, телевизоры).

К плотности населения добавляется механическая перенаселенность в природной среде, которая постоянно разрушается волнами «бетонного прилива».

Наконец, к демографическому и экономическому росту присоединяется «зрелищный» рост, вторжение досуга, который вызывает двойную добавочную оккупацию пространства: строительство туристских комплексов, дублирующее обычное жилищное строительство, спортивное снаряжение и средства отдыха, начиная с прогулочных лодок и водных лыж и кончая «воздушным» туризмом. Природное пространство перенаселяется с головокружительной быстротой.

Францию населяют не только 50 миллионов жителей. Сюда надо добавить: на земле— 15 миллионов еди-J ниц моторного транспорта (легковые автомашины, грузовики, автокары, автобусы), 5 миллионов мотоциклов, велосипедов с моторчиками и мотороллеров и миллионы различных хозяйственных машин; на озерах и в прибрежных морских водах — 200 ООО прогулочных судов и часть рыболовного флота; в воздухе — 400ООО самолето-вылетов коммерческой авиации, перевозящей ^миллионов пассажиров в год, и 2 800 000 вылетов частных, военных и принадлежащих аэроклубам самолетов; многочисленная бытовая техника, повсюду разносящая шум, и в частности 5 миллионов телевизоров.

Картина получается весьма отличная от традиционной экономики! Но можно ли не учитывать этой «механической заселенности», которая, как и человеческая заселенность, воздействует на природную среду, причем с гораздо более грозной интенсивностью? В 1970 г. загрязнение от промышленных отходов было эквивалентно загрязнению, которое создавали бы 65 миллионов жителей, то есть на 30% больше, чем действительное население Франции '; в 1985 г. оно будет эквивалентно загрязнению от 100 миллионов жителей—I На 70% больше, чем количество населения Франции, ко торого можно ожидать к этому же году. Взлет одног реактивного самолета производит вдвое больше шума чем разговор 50 миллионов французов.

Ежегодно, пробегая по стране 70 миллиардов кило метров, легковые и грузовые автомашины потребляю столько же кислорода, сколько и 70 миллионов жите лей.

Заполнение пространства растет чрезвычайно быстро, и перспектива на ближайшие 20 лет, если экстрапо- чи'ровать нынешнюю тенденцию, ставит с экологической точки зрения тревожную проблему: выдержит ли человечество свой собственный натиск?

С 1950 по 1969 г. население Франции увеличилось примерно на 1/5, промышленное производство утроилось,

I. Заполнение пространства Франции

(абсолютный рост)

(в миллионах единиц ', кроме промышленного производства, выраженного в % к 1950 г.)

1950

1955

1969

1965

1969

1990

Население ........................

41,9

43,2

45,4

48,5

50,1

60

Промышленное производство ...................

100

134

189

242

305

550

Транспортные средства2 .

2,3

4,8

7,3

11,6

15

30

Воздушные перевозки

пассажиров 3.................

Прогулочные суда4 . .

1,5 0,02

2,8

5,6

10 0,12

14,7 0,22

135 0,6

1 Цифры 1990 г. являются результатом экстраполяции тенденции 1960— 1969 гг. Источники: Национальный институт статистики и экономических исследований и Бюро навигационных исследований Генерального секретариата гражданской авиации.

1 Моторный транспорт: легковые и грузовые автомобили, автокары, автобусы, дорожные машины (исключая сельскохозяйственные тракторы).

3 Оплаченные пассажирские рейсы на территории метрополии.

1 Оценка Бюро навигационных исследований до 1965 г., оценка Национального института статистики и экономических исследований после 1965 г.

[1] Заполнение пространства Франции

(относительный рост) (в % к 1950 г.)

1950

1955

1960

1965

1969

1990

Население.........................

100

103

108

115

120

143

Промышленное произ

водство .........................

100

134

189

242

305

750

Транспортные средства

100

209

318

504

652

2 600

Воздушные перевозки

пассажиров....................

100

193

373

666

980

6 600

Прогулочные суда . . .

100

600

1100

10 000

1

число единиц автомоторного транспорта выросло более чем в 6 раз, число прогулочных судов и воздушных перевозок пассажиров удесятерилось.

Если в течение предстоящих 20 лет сохранятся! столь быстрые темпы, как и в последние 10 лет ', та! придется дополнительно разместить в пространстве? Франции 10 миллионов жителей, 4/5 нынешнего объема! производства, на земле—15 миллионов единиц мотор-1 ного транспорта, на воде — 400 000 прогулочных судов,] в воздухе — 20 миллионов авиапассажиров.

Уже сегодня на Западе крайне остро ощущается! нехватка пространства, и для выживания Запада это] опаснее, чем атомная бомба. Индивидуальная доля каж-1 дого в естественном пространстве сокращается тем бы-| стрее, чем больше растет численность населения и по-] требности людей. Сегодня не хватает земли, завтра! не будет хватать воды, послезавтра — воздуха.

В такой густонаселенной стране, как Нидерланды,] если разделить ее территорию между всеми жителями,! на душу населения приходится 2800 м[1]; к концу XX ве-| ка эта цифра составит 1700 м2. К этому же времени да-] же в такой менее населенной стране, как Франция, на! человека будет приходиться по 7000 м2 площади вместо! 11 000 м2, которые каждый имеет сегодня.

Через столетие, если нынешние темпы демографиче-1 ского роста сохранятся, на каждого жителя планеты] останется лишь 3000 м2 земли, включая пустыни и леса,] а через шесть столетий — один квадратный метр2.

Но в действительности на каждого приходится гораздо! меньше земной поверхности. Из этих цифр надо вычесть] застраиваемое пространство, которое используется дл$ зданий, дорог и других сооружений; оно расширяется по' мере урбанизации и экономической экспансии, и при-1 том гораздо быстрее, чем растет население.

 


Похожие статьи:

Добавить статью в закладки

 
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки на экологический портал!
Материалы размещены и подготовлены для образовательных и некоммерческих целей.
ООО "Новая Экология" © 2010 - 2016