Предельно допустимые нормы вредности налоги за вредность, «противовредностные контракты»

В обстановке погони за материальной выгодой и бесконтрольности частной собственности, которые привели нас к современному экологическому кризису, можно избежать катастрофы, только если поставить вопрос о них самих. До сих пор из-за недостаточного осознания необходимости коренного поворота в промышленной политике — или из-за недостаточного желания его осуществить — довольствуются административной «кустарщиной». В самом деле, нет рациональной административной и финансовой системы, охватывающей всю промышленную деятельность, придающей реальную экономическую ценность охране окружающей среды и предполагающей постоянное участие государства. Нужно придать совсем другое направление развитию промышленности.

Но кроме нескольких руководителей, сознающих свою ответственность перед обществом по отношению к жизненной среде, промышленный мир сам по себе не. проведет никаких глубоких реформ, чтобы положить конец загрязнению окружающей среды.

Он издавна исповедует идею, будто промышленности все дозволено. Ныне .эта идея получила новое подкрепление в VI плане, цель которого — получение непосредственной выгоды, а не забота о далеком будущем. Индивидуально присваивая те блага, которые ему дарует природа, и перекладывая заботы о ней на плечи страны, не думая об отдаленных, страшных катастрофах, промышленный мир — при отсутствии энергичного вмешательства государства — и дальше пойдет по пути извлечения легкой прибыли, все больше загрязняя среду по мере роста производства.

Удивительные свидетельства такой «чистой совести» мы находим в материалах коллоквиума, состоявшегося в Париже в 1971 г.: по мнению генерального директора компании «Петроль БП», «современный нефтеперерабатывающий завод не дает абсолютно никакого загрязнения»; согласно генеральному секретарю компании «Ситроен», «автомобиль производит очень мало шума»; газы, выделяемые современными цементными заводами, по утверждению одного из руководителей «Симан Лафарж», «менее опасны, чем те, которыми мы дышим иногда в Париже», и, «поскольку французская хозяйка хочет пользоваться стиральными порошками, содержащими ферменты, — заявляет генеральный директор компании «Савонье Леве», — зачем менять состав моющих средств» V При современной экономической системе нет никакой надежды устранить вредные последствия промышленного производства, никакой надежды на спасение без нового управления. Общественное мнение к этому готово. 40% французов считают, что государство недостаточно вмешивается в экономическую жизнь страны, и только 23%—что вмешивается чрезмерно

Чтобы быть эффективной, новая промышленная политика должна опираться на три тесно взаимосвязанных средства: совокупность предельно допустимых норм вредности, дифференцированные налоги за вредность и «противовредностные» контракты.

Для каждой отрасли промышленности должны быть установлены пределы допустимой вредности, например для выбросов пыли или сернистого ангидрида и для всех материалов, применение которых наносит вред окружающей среде; для автомобилей, самолетов, механизмов, горючего, упаковочных материалов и т. д.

Все эти предельно допустимые нормы должны постепенно снижаться в течение каждой пятилетки, охваченной планом и в соответствии с периодизацией, принятой на весь этот отрезок времени. Производители должны, таким образом, постепенно уменьшать вредные последствия своей деятельности, но иметь необходимую отсрочку для подготовки. Наконец, могут быть предусмотрены местные или региональные нормы в зонах, где положение столь серьезно, что необходимо немедленно значительно снизить степень вредности.

Однако, будучи единой для всех, норма не препятствует собственным усилиям предприятий, направленным на еще большее снижение распространяемого ими загрязнения. Отсюда второе, дополнительное средство: дифференцированное обложение налогами основных источников загрязнения как производственных процессов, так и самих продуктов. Такая система нанесет удар сразу по четырем очень вредным последствиям промышленного производства: по шуму, загрязнению воздуха и воды, скоплению отбросов. Рассчитанная в соответствии с интенсивностью вызываемой вредности, она будет стимулировать производителя ко все большему сокращению загрязнения[1]. Это будет выгодно не только для него, но и для потребителя, на которого будет в конечном счете ложиться вся тяжесть этого налога. Из конкурирующих изделий он будет выбирать те, налог на которые меньше и которые, следовательно, наносят меньший вред окружающей среде. Помимо налога за «прибавочную стоимость», следует ввести налог за «разрушенную стоимость» природной среды.

Таким образом, хотя при современной экономической системе погоня за прибылью толкала производителя на разрушение природы, отныне под действием такой стимулирующей системы налогов он будет стремиться к ее сохранению. Если каждая модель автомобиля будет облагаться налогом за вредность из-за загрязнения воздуха и шума, то каждый конструктор будет стремиться к тому, чтобы налог был как можно меньше, а машина,- конкурентоспособнее. Он будет искать технические решения, обеспечивающие минимальный шум и загрязнение воздуха вместо сосредоточения своих усилий и усилий своих исследовательских лабораторий на повышении скорости и увеличении числа различных мелочей.

Наконец, «противовредностный» контракт, заключаемый с отраслью промышленности или с заводом, будет определять, какую конкретную помощь могло бы оказать государство — ссудами, премиями, содействием в экспорте, уменьшением налогов или повышением цен — в обмен на усилия предприятия или отрасли промышленности, направленные на развитие исследования, замену устаревшего оборудования, изменение состава горючего...

Применение этих трех мер воздействия приведет к совершенно новому типу промышленного развития, глубоко отличному от традиционной системы.

С одной стороны, решающая роль прибыли в экономике намного уменьшается. Прибыль перестает быть высшей целью производства: когда государство устанавливает производителям первоочередную цель, это не что иное, как показатель рентабельности для выбора средств воплощения этой цели в жизнь. Более того, это означает переориентацию всей промышленной деятельности. До сих пор стоимость вредности не фигурировала ни на одной стадии экономической жизни.

СравтеетГйё средств транспорта проводилось с точки зрения цены, комфортабельности, скорости, но не учитывался ни шум, ни загрязнение атмосферы. То-же касается источников энергии или типов машин — их большая или меньшая степень вредности для окружающей среды не играла никакой роли для потребителя.

Налог, представляющий стоимость вредности, выявит истинные цены и революционизирует экономическое соревнование: одни отрасли деятельности будут облагаться меньшим налогом, как менее опасные, чем другие, п с этой точки зрения будут выгоднее. Это откроет новые перспективы подъема для одних и упадка — для других, или, иначе говоря, эволюцию в сторону наименьшей вредности. С другой стороны, механизм норм и налогов положит начало широкому развитию отраслей промышленности, очищающих воду, воздух, борющихся с шумом и отходами, создавая для них огромный и быстро растущий рынок.

Новая промышленная политика не предполагает ни остановки, ни даже искусственного торможения развития, а только внутреннее смещение активности.

Наконец, столь решительный стимул будет способствовать развитию научно-технических исследований. Ограничение рождает изобретение. Континентальная блокада заставила наполеоновскую Францию открыть сахарную свеклу; ограничения в период между двумя мировыми войнами привели Германию к открытию множества синтетических продуктов.

Новое ограничение, каким будет охрана окружающей среды, станет началом необычайного прогресса. Существуют колоссальные технические возможности, они только и ждут для своего применения в широком масштабе, чтобы их сочли экономически целесообразными, финансово оправданными из-за необходимости соблюдать установленные нормы или из соображений выгоды, когда степень вредности снижается ради сохранения низкого уровня налога.

Если бы во всех крупных странах общественные и частные лаборатории отдали абсолютное предпочтение этому направлению исследований, мы были бы поражены обилию изобретений. Необычайная быстрота открытий в Соединенных Штатах Америки в области исследования космоса убедительно показывает это. Если бы в течение трех лет мировая автомобильная промышленность использовала все свои огромные научно-исследовательские возможности для разработки менее шумных и меньше загрязняющих воздух моделей, она, вероятно, добилась бы поразительных результатов. В Швеции борьба с загрязнением воды привела к революционному открытию, которое позволило сократить с одной тонны до полутора килограммов количество отходов при производстве тонны бумаги. Другие отбросы, прежде спускавшиеся в воду, теперь перерабатываются на картон.

Вместо производства ради удовлетворения желаний, зачастую пресыщенных и подогреваемых рекламой, промышленность должна отныне удовлетворять основную потребность человека: восстановить чистоту воздуха и "воды, чистоту земли и тишину. Деградация жизненной среды кладет конец повышению жизненного уровня, новый путь промышленного развития ведет к прогрессу и того и другого.

Уже сейчас некоторые фрагментарные меры заметно сократили односторонние изъятия из природной среды. На сталеплавильном заводе в Дюнкерке для изготовления тонны стали ныне требуется 3 т воды вместо обычных 150 т. С 400 до 160 м3 сокращено потребление воды на один мегаватт для электростанций с прямоточным использованием воды и до 2 м3 на мегаватт для станций с оборотным использованием. Градирня на производство одного киловатта расходует всего один литр воды — в 130 раз меньше, чем в обычной системе охлаждения для такого же снижения температуры. Интенсивная повторная циркуляция позволяет многократно использовать одну и ту же воду для разных целей: так, река Шьер на северо-востоке Франции при очень скромном дебите удовлетворяет очень высокий спрос расположенных на ее берегах предприятий черной металлургии. Такие же успехи техники наблюдаются и в атмосфере. Американские автомобили 1970 г. выделяют в пять раз меньше углеводородов и в три раза меньше окиси углерода, чем автомобили, выпущенные в 1960 г.

Впрочем, промышленность открывает для себя, что это ограничение может быть благотворным для ее расширения. Именно в поисках способа избавления танкеров от отходов химико-бактериологические лаборатории Национального научно-исследовательского центра и крупной нефтяной компании открыли микроорганизмы, вырабатывающие из парафинов нефти и ее отходов протеины, которыми начали кормить некоторых животных.

Борьба с загрязнением воздуха способствовала во Франции большому прогрессу в технологии производства це- "мента. Так, благодаря электростатическим фильтрам были разработаны процессы производства цемента с теплообменом во встречном потоке при значительной экономии тепла.

Несомненно, еще будет открыто, что очистка горючего от серы и устранение неполного его сгорания в двигателях и обогревательных устройствах, уменьшение утечки тепла в результате перекрывания отверстий, через которые проходит шум, могут дать очень значительную экономию, которая существенно снизит расходы на сокращение вредности.

Как составная часть политики городской гигиены, практика введения регрессивных предельно допустимых норм должна стать постоянным орудием социального прогресса на заводе. Промышленная среда может быть настолько лфедоцосной и за шума и загрязнения, что "этому необходимо как можно скорее положить конец с помощью установления все более строгих норм. Это предполагает гораздо более серьезное улучшение условий жизни рабочих, чем простое повышение заработной платы.

Но западный мир куда более безразличен, чем коммунистический, к предельно допустимым концентрациям загрязнений окружающей среды. Он предпочитает оплачивать разрушение человека, а не сохранение для него естественной среды. Установленная максимальная норма для заводов в СССР по хлору в три раза ниже, чем в США, по бензолу — в четыре раза, по окиси углерода — в пять раз, по анилину — в шесть, по ртути — в десять, по свинцу — в двадцать, по фосфору — в тридцать, а по стиролу — в восемьдесят раз.

Эта взаимосвязанная система предельно допустимых норм, дифференцированных налогов и противовредностнных контрактов еще лишь весьма частично используется политикой охраны окружающей среды; отсюда и ее недостатки.

В Соединенных Штатах Америки и в Великобритании все усилия направлены на введение предельно допустимых и прогрессивно сокращающихся норм. Так, американский закон 1970 г. о чистом воздухе устанавливает, что автомобили, выпускаемые с 1975 г., должны

выделять не более 1/10 того количества загрязняющих веществ, которое считается допустимым сегодня, а Федеральное агентства охраны окружающей среды, созданное в 1971 г., установит такие предельно допустимые нормы для десяти других категорийких веществ с рассрочкой их применения на пять лет.

Это очень сильный, но ограниченный стимул к реализации норм; предприятия не получают никакой финансовой выгоды от их перевыполнения, даже если это для них технически возможно; и они не имеют стимула для коллективного объединения с целью достижения еще лучшего результата.

В настоящее время в США ведется подготовка к введению налога на содержание свинца в бензине и выбросы сернистого ангидрида в атмосферу.

Франция прибегает к налогам и предельно допустимым нормам, но часто непоследовательно.

Так, существует налог за загрязнение воды, но нет налога за загрязнение воздуха и шум.

Такая же анархия царит и в отношении применения норм. Закон 1961 г. о загрязнении атмосферы, упразднив закон Моризе 1932 г., отменил предельные нормы рассеяния частиц (1,5 г/м3) и содержания серы в горючем (2%), но не заменил их ни другими нормами, общими для всей промышленности, ни совокупностью различных норм для всех отраслей производства. Ограничение общего характера было предусмотрено лишь для заводов переработки бытового мусора и для теплоцентралей, оно касается лишь выброса пыли и сернистого ангидрида.

Для нефтяной промышленности установленный максимум содержания серы в горючем не изменялся с 1962 г., и в тяжелом топливе допускается до 4% серы, то есть вдвое больше максимума, установленного в 1932 г. законом Моризе, и в четыре раза больше содержания серы в угле.

Что касается шума, то, за исключением некоторых норм для автомобилей, в общем мало поддающихся контролю, ограничений почти не существует.

Эффективная защита от вредных последствий промышленного производства предполагает замену несогласованного эмпиризма разумной политикой, охватывающей всю промышленную деятельность. Это необходимо для достижения максимальной эффективности при наименьших затратах средств. Так как цена охраны окружающей среды может очень быстро расти в определенной области, где требуется очень высокая степень очистки, то следует направить усилия на все отрасли экономики, чтобы добиться большого сокращения вредности, не достигнув фазы быстрого роста затрат.

Расширение и усиление борьбы с загрязнением окружающей среды коренным образом изменит промышленную деятельность. Это, несомненно, самая большая и самая необходимая для счастья человека техническая революция второй половины XX в. Целью гуманистической политики должно быть не только сохранение жизненной среды в ее нынешнем состоянии, но и ее улучшение, столь резкое сокращение вредных последствий промышленного производства, чтобы меньше чем через десять лет они уже не представляли опасности для природы.

Для этого необходимы значительные технические и финансовые усилия, поскольку в соответствии с высказыванием Фрэнсиса Бэкона, лишь приблизившись, насколько это только возможно, к естественным процессам, человек сможет устранить бедствия промышленного развития. Он должен будет изобрести новые циклы производства и потребления, значительно усовершенствовать технологию сжигания и разложения отбросов, привести их в безвредную форму и, подобно металлолому, вновь включить их в производственный процесс или найти для очистки воды союзника в растительном мире, особенно среди водорослей или в неживой природе в виде, например, фильтрующих песков.

 


[1] Налог на автомобиль, например, будет устанавливаться в зависимости от вызываемого им загрязнения воздуха, шума и количества отбросов.

Поделиться:
Добавить комментарий