Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации на Эко портале обращайтесь portaleco.ru@gmail.com

 Недооценка роли нематериальных благ в западном обществе
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Статьи - Социализация природы

Недооценка роли нематериальных благ в западном обществе

Современная французская экономическая система! основанная главным образом на производстве и потреблении материальных благ, не придает большого значения роли нематериальных благ.

Если повышение жизненного уровня находилось в центре внимания всех планов модернизации, если желание улучшить некоторые условия жизни путем увеличения государственных капиталовложений в строительство больниц, дорожное строительство и систем образования можно обнаружить в плане модернизации на 1962—1965 гг. и в еще большей степени в плане на 1966—1970 гг., то крайне важной проблемой жизненной среды пренебрегают все планы модернизации.

Будучи делом рук производителей, а не потребите лей, этот план ориентирован в основном на укреплении развитие существующих отраслей производства, а  на удовлетворение новых потребностей человека: в частности, именно таков план модернизации на 1966 1970 гг., рассчитанный на прибыль, которому свободны европейский обмен придавал видимость некой фатальности.

Находясь во власти материального расчета и традиционализма, Франция тратила больше на рекламу, чем на медицинские исследования; медицина получала лишь 6% кредитов, отчисленных на научные исследования, то есть в пять раз меньше, чем на исследования в области физики, хотя развитие медицины — наиболее жизненно важная необходимость; расходы на развитие медицины во Франции в расчете на душу населения были в три раза меньше, чем в Великобритании. Каждые 40 секунд на одного француза приходится производственная травма, но техника безопасности, столь необходимая рабочему, также не была учтена в плане модернизации на 1966—1970 гг. Относительно транспорта в плане было отмечено «равномерное развитие одних видов транспорта по отношению к другим», но игнорировалась первостепенная проблема: борьба по предупреждению дорожных происшествий.

Дело обстоит еще хуже, когда речь заходит о жизненной среде. План на 1962—1965 гг. проникнут заботой лишь об одном из ее элементов — воде, нехватка которой может затормозить рост промышленности и городов в некоторых районах. В плане на 1966—1970 гг. довольно скромно говорится о коллективных действиях по охране воды от загрязнения; борьба против загрязнения морей забыта; защита зеленых пространств и ландшафтов едва намечена в самых общих чертах; о создании естественных парков упомянуто вскользь; ничего не сказано о борьбе с. деградацией воздуха как следствием распространения шума и загрязнения.

Таким образом, проблемы природы затрагиваются в планах весьма неполно, поверхностно и фрагментарно. Никакой полной картины, если не считать общих слов о природной среде как о живом целом и жизненной основе существования людей на планете Земля.

Урбанисты также не признавали роли природной среды. «Афинская хартия» — манифест, опубликованный в 1933 г. группой молодых архитекторов (включая Ле Корбюзье и Гропиуса), оказавших большое влияние на современное градостроительство, — ограничивала задачи архитекторов решением пяти проблем- жилище, досуг, работа, уличное движение и исторические памятники,— и никакого внимания биологическим аспектам городской жизни.

В начале века

Если в начале века градостроительство в административном отношении зависело от служб социальной гигиены, то сегодня биологические и медицинские заботы больше не волнуют учреждения, которые ведают городским благоустройством.

В «Исследовательской организации по благоустройству городских территорий», созданной в 1966 г. в целях планирования развития таких крупных агломераций, как Нижняя Сена или «территория Мец — Нанси — Тьонвиль», так называемая «группа синтеза» включает инженеров, планировщиков, архитекторов, социологов, экономистов, но не предусматривает ни медиков, ни биологов. Та же непредусмотрительность характеризует и самую значительную программу градостроительства последних лет — «Генеральную схему планировки и застройки Парижского района», опубликованную в 1965 г. Хотя в ней и учитывается тот факт, что население этого и без того перегруженного района вырастет на 2/з в течение ближайших 35 лет, но ничего не говорится о страданиях, которые будут причинены жителям в результате сокращения зеленых пространств, увеличения Загрязненности воздуха и воды, усиления шума в растущих городах; не намечается никакой политики борьбы против этих бедствий.

В 1970 г.

И только в 1970 г. появляется концепция глобальной политики окружающей среды — политики, ориентированной на защиту человека от всех вредоносных явлений, проникнутой заботой о физическом и психическом его «благополучии». Эта политика была конкретизирована в программе «100 экспериментальных мероприятий» намеченной правительством.

В 1971 г. было наконец создано Министерство охраны природы и окружающей среды, ответственное за проведение этой политики и меж министерскую координацию, но слишком ограниченное в своих правах (см. гл. 11). В плане модернизации 1971 — 1975 гг. эти проблемы начинают осознаваться, но кредитов отпускается слишком мало, чтобы они были соразмерны с грозящими опасностями (см. гл. 10). Экономисты по- прежнему игнорируют многие нематериальные богатства, которые "не учитываются еще ни в национальной экономике, ни в экономических расчетах административных органов. Если образование и здравоохранение начинают понемногу становиться объектом экономического анализа, то другие виды нематериальных благ почти совсем забыты.

Это один из изъянов французской экономической системы, опаснейших для будущего людей. Когда недооценивают стоимость нематериальных благ, когда им постоянно противопоставляют, как мы могли это видеть, материальные блага, то первые всегда приносят в жертву вторым.

Завтра Франция будет обезображена исчезновением драгоценных пейзажей, разрушатся многочисленные памятники, носители ее истории, массовые и вынужденные миграции превратят в пустыню целые районы и сконцентрируют пролетаризированных сельских жителей в нескольких агломерациях, рост дорожных происшествий возродит средневековый «великий страх» больших дорог, но обо всем этом не ведает нынешняя национальная статистика, хотя в ней регистрируются малейшие изменения в мельчайших отраслях производства. Администрация, производители и потребители часто разбазаривают нематериальные блага, особенно те, потребность в которых современное общество почувствовало слишком поздно, такие, как природная среда и безопасность движения. Любое реальное усилие по их охране наталкивается на консерватизм определенной части общественного мнения и противоречит интересам мощных и напористых групп [1].

Таким образом, традиционный экономический сектор, базирующийся на производстве материальных благ, старается любой ценой укрепиться и даже расшириться, хотя основные материальные нужды уже удовлетворены в ущерб нуждам нематериальным.

Упорное нежелание принимать во внимание коллективные потребности в нематериальных благах в значительной степени объясняется тем, что их производители и потребители слабее и хуже организованы, чем производители и потребители материальных благ. Чтобы принять энергичные меры против бойни на дорогах, надо противостоять автомобильному лоббисту; но у жертв дорожных происшествий своих лоббистов нет. Вы хотите существенно уменьшить вред от промышленных предприятий? Этому воспротивятся лоббисты, но нет лоббиста от здравоохранения.

Препятствием для такой эволюции служит также оппозиция по отношению к неизбежному преобразованию структуры производства. Чтобы замедлить экспансию материальных благ в пользу роста благ нематериальных, необходима коренная реорганизация соответствующих подразделений.

В производстве материальных благ используется прежде всего рабочая сила из I и II подразделений, производство нематериальных благ связано главным образом с I подразделением, когда речь идет о сохранении естественного пространства, и с III подразделением— врачами, учителями, биологами, садовниками, художниками, учеными и т. д. Рост нематериальных потребностей сократит спрос на материальные блага, особенно из II подразделения; этим и объясняется враждебность со стороны большинства их производителей.

Экономика нематериальных благ вынуждает также экономику материальных благ нести повышенные расходы по снижению интенсивности различных вредоносных факторов, в частности в области охраны природы и безопасности дорожного движения.

Наконец, она заставляет пересмотреть идеологию прибыли, поскольку объектом экспансии становится нечто большее, чем повышение уровня жизни. Для улучшения условий жизни и жизненной среды прибыль не является приступом, а стремление к прибыли — побудительным мотивом.

Итак, отождествление благосостояния с уровнем жизни основано на известном образе «homoeconomicus», в соответствии с которым человек в своей экономической деятельности якобы движим исключительно стремлением к наживе. Эта узкая концепция предназначена для того, чтобы придать капиталистической системе видимость внутреннего единства и бесспорной рациональности. Согласно такой концепции, поведение трудящихся и потребителей оправдывает поведение предпринимателей, ищущих только прибыли, и этот единственный поиск становится основой всей экономической системы.

 


[1] По свидетельству молодого американского адвоката Ральфа Нейдера, «Дженерал моторе» истратила за один год лишь 1 250 ООО долларов на безопасность своих моделей, а на разработку устройства, смягчающего резкость звука при захлопывании двеоен — в четыре раза больше.


Похожие статьи:

Добавить статью в закладки

 
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки на экологический портал!
Материалы размещены и подготовлены для образовательных и некоммерческих целей.
ООО "Новая Экология" © 2010 - 2017