Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации на Эко портале обращайтесь portaleco.ru@gmail.com

 Катастрофы-спутники
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Статьи - Социализация природы

Катастрофы-спутники

Уже в весьма многочисленных областях природная среда находится на грани катастрофы. Часто достаточно очень немногого, чтобы разразилась катастрофа: при неблагоприятном стечении внешних обстоятельств (например, климатических изменениях или технической аварии), даже без чрезмерного увеличения вредных явлений, вредоносность окружающей среды резко возрастает, нанося зримые потери.

1 Сброс нефтепродуктов в океан (одна тонна мазута, расплываясь, покрывает 1200 га его поверхности) очень сильно сокращает производство им атмосферного кислорода, поглощая солнечный свет и нарушая фотосинтез и метаболизм водорослей и планктона.

Так, в течение нескольких дней сильного смога, который "унёс в декабре~1952 г. в Лондоне четыре тысячи жизнен, бытовое отопление и заводы выбросили в атмосферу сажи и сернистого ангидрида не намного больше в сравнении с предыдущими или последующими неделями. Значительное повышение содержания сажи и сернистого ангидрида в воздухе, которое возросло за этй дни вчетверо против- обьтчкого, было связано только с неблагоприятными климатическими условиями (без- вётрие, температурная инверсия, смог), которые воспрепятствовали рассеиванию этих загрязнителей в воздухе И осадили их на почву.

Большое количество смертельных случаев принес смог и .в—последующие ходы (см. с. 170), показав, что, несмотря на сильное сокращение загрязнения окружающей среды, Лондон еще остается под угрозой атмосферного бедствия.

На многих туристских базах постоянную угрозу создает обезлесение, недостаточное лесовосстановление в сочетании с ростом разрешений на строительство в небезопасных зонах. Достаточно неблагоприятного климатического явления, чтобы разыгралась драма.

Так было в Альпах, в Валь-д'Изер в феврале 1970 г., где очень теплая погода и чрезвычайно сильный ветер вызвали многочисленные обвалы, которые погребли под собой новые здания и лишили жизни 39 человек.

Следствие показало, что жажда прибыли — разница в цене участка в зависимости от того, можно его застраивать или нет, составляла 1:100 — толкнула на рискованный проект застройки и разрешение строить в порядке исключения в зоне, считающейся лавиноопасной, невзирая на возражения инженеров из Управления охраны лесов и водоемов.

Архитектор, который должен был разработать проект застройки, заявил, что он «представил в муниципалитет в 1963—1967 гг. несколько планов, но все они были отвергнуты, главным образом потому, что в них сознательно не учитывалась финансовая спекуляция, очень распространенная в то время в Валь-д'Изер, а большое место было уделено вопросам безопасности размещения построек».

То же можно сказать и о загрязнении воды.

В марте 1967 г. гигантский танкер «Торри Каньон» водоизмещением 120 000 т, зафрахтованный английской компанией и шедший под либерийским флагом, сошел с курса и разбился о рифы у берегов Корнуэлла, вне территориальных вод Великобритании.

Несмотря на совместные действия флота и авиации Франции и Англии и установку многочисленных заслонов, десятки тысяч тонн его груза растеклись на сотню километров вдоль британских берегов и на восемьдесят километров вдоль бретонских во Франции, покрыв липким «черным приливом» знаменитые туристские места. Потребовалось два месяца напряженных очистительных работ, часто лопатой и насосом, чтобы восстановить первоначальную чистоту каждого квадратного метра пляжа или скалы. Драматичны были опустошения морской среды. Детергенты, применяемые против мазута, пока еще более вредны для флоры и фауны, чем сам мазут. Погибли десятки тысяч птиц, особенно в орнитологическом заповеднике Сет-Иль.

А танкеры, очищая свои трюмы, сбрасывают в океан пятьдесят раз в год содержимое «Торри Каньона», ничуть этим не смущаясь. Для того чтобы обычное увеличение нефтяных стоков на 2% было сочтено национальной катастрофой во Франции и Великобритании, оказалось достаточно, чтобы этот сброс произошел вблизи побережья — и был виден всем — и чтобы к биологическому опустошению добавился очевидный ущерб для туристов.

Ежегодно человек сбрасывает в океан, сливая туда промышленные отходы, 10 000 т. свинца и 5000 т. ртути, опасные яды, содержание и концентрация которых фиксируется во все более высоких дозах во всех звеньях пищевой цепочки, от планктона до человека, в том числе у рыб и ракообразных.

Таким образом, мы постоянно «играем с огнем».

В Японии, в Минамате, в 1953 г. появилась болезнь, которая лишила жизни 50 человек и парализовала 115* Причиной ее было употребление в пищу рыбы, в организме которой содержалась ртуть, попадавшая в воду со сбросами местного завода. Эпидемия в Ниигате, когда 43 человека испытали из-за неизвестной болезни ужасные мучения, также возникла из-за рыбы, в тка
нях которой содержался кадмий, сброшенный в море соседними заводами.

В реках заводские стоки также представляют опасность для флоры и фауны на многие километры. Достаточно несчастного случая, чтобы разразилась катастрофа. В июне 1969 г. одна бочка со 100 кг эндосульфана, очень сильного инсектицида, изготовленного крупной западногерманской фирмой, упала в Рейн и отравила воду на всем его протяжении вплоть до голландских берегов, погубив более 40 млн. рыбы. В момент наибольшего загрязнения форели не могли выжить дольше семи минут в воде, взятой на пробу из Рейна у Дюссельдорфа. Что было бы, если бы этот инсектицид оказался столь же ядовит и для людей?

Природная среда расползается, как ткань, заношенная до дыр.


Добавить статью в закладки

 
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки на экологический портал!
Материалы размещены и подготовлены для образовательных и некоммерческих целей.
ООО "Новая Экология" © 2010 - 2017