Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации на Эко портале обращайтесь portaleco.ru@gmail.com

 ЭКОНОМИКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Статьи - Социализация природы

ЭКОНОМИКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ: МИР, КОТОРЫЙ ПРЕДСТОИТ ОТКРЫТЬ

Гуманизм нематериальных благ

Движимое огромной, но неясной жаждой благополучия, неуверенное в том, какие формы оно может принять и какими путями его можно достичь, куда идет западное общество? Каковы его коренные нужды и к какому типу цивилизации оно должно стремиться?

Мы стоим перед выбором, от которого долго будут зависеть наша концепция человека и судьба мира: предпочтем ли мы экономику накопления или же экономику расцвета, поиск «большего» ради увеличения прибылей или «лучшего» ради улучшения социальных и физических условий существования, обогащение или стремление быть всегда впереди? Отдадим ли мы предпочтение слабости или величию человека?

Политическая экономия допускает метафизический подход. Счастье человечества зависит лишь от его собственного прогресса, от его нового отношения к миру, а не от «сверхпотребления», от его нового отношения к жизни, а не к вещам. О каком расцвете может идти речь, если условия жизни препятствуют этому?

В гуманистической перспективе стремление к благополучию не должно ориентироваться главным образом на повышение жизненного уровня, на достижение все более обильных и все более совершенных материальных благ. Напротив, оно должно ориентироваться прежде всего на быстрый рост нематериальных благ, то есть на коллективную удовлетворенность окружающей средой: с одной стороны, удовлетворенность условиями жизни, или социальной средойа с другой — собственно жизненной средой, или физической средой населения.

В отличие от материальных благ нематериальными благами пользуются, участвуя в них, но их не присваивая; здесь действуют принципы коллективного, а не индивидуального согласия: наслаждение, доставляемое культурой или чистым воздухом, не является собственностью. И достижения культуры и воздух — это общественные богатства.

Отвести им особое место в шкале ценностей — следовательно, побудить человека возвыситься над самим собой, отказаться от инстинктивного эгоизма индивидуальной собственности и бороться за общее благосостояние. Это значит увлечь человека на путь солидарности.

Больше того, пользоваться нематериальными благами — это значит «быть»: быть образованным, здоровым, дышать чистым воздухом, быть в безопасности в пути, тогда как пользоваться материальными благами — это значит «иметь»: иметь автомобиль, дом, высокую заработную плату.

И надо сказать, что любое истинное возвышение человека влечет за собой переход от цивилизации, почти исключительно основанной на том, чтобы «иметь», к цивилизации, которая все больше и больше устремляется к тому, чтобы «быть», что означает прогрессивную «дематериализацию» Запада. Она должна опираться скорее на прогресс нашего общественного положения и духовного состояния нашего общества, а не на увеличение нашего имущества. Только такая революция может дать цель и смысл деятельности современного мира.

Необходимость такой переориентации развития тем более настоятельна для Запада, что производство уже удовлетворяет основные материальные нужды, за исключением жилья, а для некоторых, под нажимом все более яркой и настойчивой рекламы,— даже с избытком. И наоборот, все больше и больше сказывается крайняя нехватка таких элементарных благ, как безопасность движения, чистый воздух, тишина, близость места жительства от места работы. Между тем они необходимы для нашего равновесия и нашего спокойствия.

Поскольку раритет создает стоимость, нематериальные блага есть и будут еще в большей степени самыми желанными богатствами. Поэтому борьба против роста их дефицита является основным условием быстрого прогресса общественного благосостояния. Нематериальные блага составляют базу современного гуманизма. Именно они определяют «качество» жизни.

В наше время человечество должно сделать решающий выбор для своего будущего: отдать предпочтение приоритету нематериальных благ над благами материальными или отказаться от этого; в зависимости от такого выбора будущее универсальное общество будет основано либо на гуманизме, либо на материализме. Современные экономические дискуссии касаются не техники роста, а его философии — целей прогресса, идеи счастья.


Похожие статьи:

Добавить статью в закладки

 
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки на экологический портал!
Материалы размещены и подготовлены для образовательных и некоммерческих целей.
ООО "Новая Экология" © 2010 - 2016