Договорные отношения с местным населением о принятии нового статуса парков на примере Парижа

Договорные отношения могут иметь две формы:

  1. индивидуальный договор с собственником частного владения;
  2. коллективный договор (или документ, сходный с ним) с населением территории

В первом случае индивидуальный договор может преследовать три цели.

  • Первая цель — защита природной среды путем уступки прав на застройку и обязательства не нарушать природной среды; в обмен собственник получает финансовую компенсацию от коллектива, в пользу которого он добровольно отказался от некоторых своих прав. Такая формула принята в Великобритании, США, Канаде.
  • Вторая цель — открытие для публики обширных частных зеленых пространств. В Париже имеется 300 га частных садов — столько же, сколько общественных. В Сен-Дени, промышленном пригороде Парижа, 100 000 жителей имеют 10 га общественных парков, а 400 девушек из воспитательного дома Почетного легиона располагают 400 га частного парка. Площадь частного леса в Парижском районе втрое превышает площадь государственного леса; во всей Франции площадь частного леса почти вдвое превышает площадь леса, находящегося в собственности государства или местных общин.
  • Третья цель — создание частными лицами зеленых пространств — садов и лесов, — предназначенных для публики. Благодаря общественной финансовой поддержке собственник пустыря превращает его в сад; ланды и неиспользуемые поля превращаются в леса, которые становятся местами коллективных прогулок.

Эти цели могут преследоваться либо по отдельности с помощью «договоров защиты», «договоров открытия» или «договоров посадок и открытия», либо все вместе с помощью общего соглашения.Такие гибкие формулы индивидуальных договоров, направленных на реализацию политики защиты природы, дают большой психологический эффект, и их следует всячески развивать. Государство и местные общины должны предоставлять частному собственнику достаточно выгодную для него финансовую компенсацию в различных формах, в зависимости от выгод, которые он обеспечивает коллективу, и неудобств,  которые он испытывает. Компенсация может выражаться в аренде, дотации, освобождении от земельного налога и налога по наследованию на все время действия соглашения. Могут быть найдены и другие формулы; во всяком случае, за ними большое будущее.

 Французские природные парки

Рисунок - Французские природные парки

Другая форма соглашения, имеющего коллективный характер - это французский вариант национальных и региональных природных парков.

В отличие от национальных природных парков США, где собственником земли является государство, французские природные парки размещаются на территориях, из которых лишь незначительная часть принадлежит государству (15%), а остальное — местным общинам (32%) и частным лицам (53%).

Поэтому государство вынуждено договариваться с местным населением о принятии нового статуса. Коллективный договор может выражаться в косвенной, так сказать «нравственной», форме, когда речь идет о национальном природном парке, или же в явной форме, в «уставе», когда речь идет о региональном парке. Создание государством нового национального парка всегда требует предварительной консультации с общественными организациями. Так, при консультации о создании национального парка в Севеннах 26 общин высказались за создание парка, а 25 против, так как они были несогласны со слишком строгими правилами защиты. В связи с этим для парка в Севеннах был установлен несколько смягченный режим: право охоты, право на возведение сооружений сельскохозяйственного назначения. Чтобы создать региональный парк, местные организации сами должны выступить с соответствующим ходатайством. Своеобразие этого нового вида общественного договора заключается в создании условий для достижения часто противоречащих друг другу целей: сохранения и развития.

Таблица - Распределение земельной собственности в национальных природных парках (в га)

Район

Государство

Общины

Частные лица

Все го

Вануаз

10

47 600

5218

52 828

Пор-Кро

176

 

518

694

Западные Пиренеи

290

10 745

34 217

45 252

 

 

(+2 227)

(+2 227)

 

 

 

(резерват Неувьель)

Севенны

27 600

920

57 480

86 000

Всего

28 076

59 265

99 660

18 700

Национальные природные парки, учрежденные законом от 22 июля 1960 года, являются музеями первозданной природы. Они предназначены для сохранения наиболее ценных ландшафтов, территорий, где богатство животного и растительного мира, наличие редких видов, великолепие пейзажей составляют неповторимый ансамбль, который надо нетронутым передавать грядущим поколениям до «скончания времен».

В парках не должно быть постоянных людских поселений, за исключением нескольких десятков жилищ земледельцев, пастухов, рыбаков.

В настоящее время существуют четыре национальных природных парка: Вануаз (в альпийском массиве), Западные Пиренеи, Севенны и остров Пор-Кро. В них сохраняются уникальные богатства: ледники Альп и Пиренеев, цирки Гаварни и Маркадо, 120 пиренейских высокогорных озер, суровое величие Севенн, роскошь и очарование средиземноморских островков, каменные бараны, серны, королевские орлы, медведи, пиренейские серны, сольданель, эдельвейсы, ледниковые реликты, заросли древовидного вереска. Как писал Самивел о жизни мира: «Вот пространство. Вот чистый воздух. Вот тишина. Царство нетронутой любви и наивных животных».

Но обширных пространств с дикой природой во Франции немного, и поэтому у нас очень мало национальных природных парков. Четыре нынешних парка занимают всего 185000 га — 0,3% французской земли; и, даже когда будут созданы два проектируемых парка — Меркантур и Экрен, — общая площадь останется незначительной: 0,7% территории Франции.

Но если первозданная природа редка, то вездесущая сельская природа часто имеет большую культурную ценность благодаря красоте своих пейзажей и согласию между архитектурой и ландшафтами; все это сочетается с биологической полезностью лесов, озер, рек, лугов для жителей больших городов, стремящихся вырваться на лоно природы.

Восемь региональных природных парков уже существуют и шесть проектируются.

Некоторые, такие, как Сент-Аман в департаменте Нор, располагаются вблизи крупных агломераций и предназначены для спортивных и культурных мероприятий на открытом воздухе в выходные дни. Другие, например парк Арморик, находятся
далеко от них и служат для общения с землей, с жизнью и душой провинции.

Основанные в соответствии с декретом от 1 мая 1967 г. по инициативе Оливье Гишара, тогдашнего делегата по благоустройству территории, парки Сент- Аман, Арморик, Камарг, Бриер, долин Лер, Восточный лес, Веркор и Морван занимают площадь 772 000 га (1,5% Франции) и насчитывают 210 000 жителей. Проектируются парки Корсика, Волкан, Лотарингия, Верхний Лангедок, Пила, Нормандия-Мен и Вогезы, охватывающие 2% французской территории.

В то время как национальные парки не имеют — или почти не имеют — постоянных жителей, региональные парки имеют довольно многочисленное население, хотя его плотность значительно ниже средней плотности по Франции. Так, региональный парк долин Лер занимает 206 000 га и имеет 20 000 жителей.

Два типа ситуации: дикая природа, с одной стороны, гуманизированная природа — с другой, — породили две различные формулы «защиты — развития».

В национальном парке защита весьма строга: там запрещено путешествовать в автомобиле, строить, охотиться, собирать что-либо, регламентировано скотоводство, запрещено производить шум, и в частности не могут летать самолеты. Сооружения и оснащение для приема туристов находятся вне парка и сосредоточены в так называемой «периферийной» зоне. Как бы предоставляя моральную компенсацию за эти сервитута национального значения, государство полностью финансирует вложения в развитие и функционирование национального парка.

В региональном парке оснащение и защита не разъединены географически, а взаимопроникают. Отсюда — более трудные поиски решений по применению к местным условиям правил градостроительства с учетом необходимости сохранения пейзажей чтобы сельское развитие было модернизацией, но не ухудшением. Поскольку здесь сервитута защиты гораздо слабее, чем в национальных парках, то и помощь со стороны

В парке долин Лер, благодаря запрещению застраивать и огораживать берега Лер, сохранено больше 120 км прогулочного маршрута среди дикой природы; на остальной территории регламентация имеет гораздо менее ограничительный характер. В то же время бесспорный интерес представляет богатый фактический материал по кризису среды обитания во Франции, собранный в систематизированной форме в данной книге.

Особое внимание автор уделяет проблемам природной среды французских городов, и в первую очередь Парижа.

В книге, например, констатируется, что только один Париж ежедневно сбрасывает в Сену 1 200 000 м3 сточных вод без предварительной их очистки, причем с июня по ноябрь в Сене в пределах Парижа течет больше сточных, чем речных вод. В работе много говорится о росте шума в городах, есть параграф о психофизических неудобствах урбанизации , автор приводит данные и об антигигиеническом нарушении закона администрацией капиталистического города.


Экологическая проблема, проблема оптимизации взаимоотношений человека и природы в условиях убыстряющегося научно-технического развития сложна и многопланова. Но человечество поставило ее в повестку дня, и есть все основания полагать, что в конечном итоге успешно ее решит. На пути к этому, конечно, еще много трудностей как социально-политического, так и естественнонаучно - технического характера. Однако важнейшая идеологическая предпосылка решения экологической проблемы выявляется все полнее и полнее.

Предпосылка эта такова: принципиальную методологическую основу научного социально-экологического анализа составляет непреложный вывод, что частные критические соображения в адрес буржуазного природопользования не могут затушевать тот неоспоримый факт, что главная причина деградационных сдвигов природной среды — это власть частнособственнических монополий, которую необходимо устранить 

Поделиться:
Добавить комментарий