Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации на Эко портале обращайтесь portaleco.ru@gmail.com

 Политика охраны окружающей среды. Угроза исчезновения.
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Статьи - Основы экологии

Политика охраны окружающей среды. Угроза исчезновения.

Прежде всего обследованию подлежат виды, находящиеся под угрозой исчезновения. Они могут редко встречаться из-за особенностей их поведения, малочисленности биотопов или деятельности на широких пространствах (лесной кот, филин, орел) Так, за последние десятилетия были обследованы виды, вытесненные из олиготроф- ных экосистем, во влажных, а также в сухих биотопах. Любое обследование должно проводиться с учетом особенностей месторасположения биотопов и ландшафта в целом. Оценка ландшафтов может проводиться на основе концепции дифференцирования способов использования почвы ( ниже), размеров моноструктур а их комбинаций. Заключение можно сделать на основе доли выявленных на территории достойных охраны биотопов или с учетом кол-ва видовых групп, которые "существуют, мигрируя в широких территориальных границах (волк — 400- 500 км5, беркут — 200 кмг, коршун — 50 км2). Мелкие животные травяного яруса, множество почвенных животных и растения поставляют информацию, существенную для оценки небольших биотопов.

Природоохранные мероприятия Подсчитано, что 10% общей площади всех подлежащих первоочередной охране биотопов с вымирающими видами подлежит немедленно полной резервации или неуклонному и последовательному проведению охранных мероприятий по их поддержке (уход за биотопом: напр., организация выпаса на тощих лугах и пустошах). Современные природоохранные зоны слишком малы, чтобы гарантировать выживание погибающим видам.

В качестве минимально необходимой площади для выживания растительности приводится цифра в 50— 100 га, а для видов, находящихся на вершине пирамиды питания (птицы, млекопитающие), — 1000—10 000 га. Следует учесть, что летучие мыши, гуси, земновод. и дневные бабочки требуют разных биотопов (места для питания и икрометания, зимнего и летнего пребывания). Лесные насаждения среди полей, влажные луга, лесополосы или поймы ручьев между природоохранными зонами дают возможность преодолеть изоляцию и соединить "переходные биотопы" для многих видов. Защитники природы должны выработать целостную территориальную схему охраны. Причем речь идет о поиске ценных биотопов (картографирование), их восстановлении и создании новых биотопов на обедневших территориях.

Подобные охранным зонам переходные территории со схожими условиями жиз- необитания могут защитить их от соседних, интенсивно эксплуатируемых земель. Необходимо учитывать и такие факторы, как возраст, трофическое состояние, вод. баланс, переходная зона, значение рН и освещение.

Новые посадки (на межах, пустошах) лишь через много десятилетий приобретают экол. равноценность старым насаждениям. Поэтому привлекательны только краевые полосы земли шириной не менее 4 м, если они не выкашиваются летом. Они представляют собой переходные биотопы к ценным биотопам. На узких кромках с эвтрофной почвой поселяются только убиквисты (виды-космополиты).

Формирование почв на каменистом грунте, или сероземов, можно только приветствовать, в отличие от рекультивации гумуса. Негативные проявления смешанного землепользования с точки зрения концепции дифференцированного подхода к использованию почз должны быть учтены и скомпенсированы с помощью переходных площадей: в пром. зонах и городах — лесополос, поглощающих вредные выбросы, антишумовых разделительных газонов и диких пустырей;

на сельхозтерриториях — антиэрозионных полос и берегового дерна; в лесном хоз-ве — оставления зон со старой древесиной и посадки лесонасаждений, близких к естеств, лесу, и облесения берегов. Иногда может возникнуть необходимость охраны отдельных гнезд хищных птиц (филин, орлан-белохвост, сокол-сапсан), развешивания искусств, гнезд (дуплогнездники, летучие мыши). Последнее вынужденное мероприятие (ввиду недостаточного генет. разнообразия), когда уже все другие способы использованы, — создание искусств, популяций.

Цели и требования

Цели охраны природы должны быть того же ранге , что и пот ребительские запросы (производство продуктов питания, пром. производство и развитие инфраструктуры), и согласовываться с ними.

Охрана видов должна проводиться на территории всей страны. Вредные выбросы следует ограничивать как территориально. так и количественно. Система охраны биотопов и видов должна быть дополнена охраной малых структур, таких как отдельные деревья, пустоши, опушки леса с травой и кустарниками, где могут укрыться виды, не выживающие на окультуренной земле. Чтобы привести в равновесие наиболее территориально крупные экосистемы, охрана природы должна осуществляться во взаимодействии с  хоз-вом. Важнейшие требования следующие: исключение любой интенсификации в землепользовании; ограничение пахотной площади с оставлением широких невспахиваемых полос по краю поля; усовершенствование севооборота с использованием местных видов и сортов посевного материала вместо централизованного выращивания высокопродуктивного единого для всех сорта; сокращён ие применения удобрений вообще и снижение их расхода в частности; исключение вывоза навозной жижи на поля, а взамен этого переработка орг. удобрений; поддержка всех способов ведения" хоз-ва, близких к природным; переход от дотаций на единицу производимой продукции к дотациям на единицу посевных площадей; поощрение усилий хоз- ва по обеспечению природного баланса.

Взвешенное соотношение между личными а свободами и общественными потребносгя- а ми в заблаговременном привлечении сил общественности, поддерживающих реши- мость и намерения в проведении политики и охраны окружающей среды. При выработке этой политики необходимо - привлечь по возможности всесторонние и I. точные знания о сложившейся ситуации, а Следующие организации должны предста- >, вить необходимые данные по направлениям: г. Исследование окружающей среды, статистические данные: Статуправление Феде- я рольного ведомства ФРГ и Система информации и документации по окружающей сре- а де (UMPLIS) Федерального ведомства по - окружающей среде.

Банк проб из окружающей среды, основан- [- ный 01.01.1985, должен документально под- й тверждать текущее состояние среды посредством отбора и сохранения предста- ь вительных образцов проб >- В 10—20 исследуемых областях отбирают- г ся пробы почв, воды, зерновых, листьев, х птичьих яиц, донных осадков, водорос- я лей, моллюсков, рыб и анализы людей.

Дальнейшие задачи такие: л определение концентраций веществ х (вредных); прогноз наметившихся тенденций в загрязнении окружающей среды и « документальное подтверждение успешного проведения мероприятий по защите окружения.

Федеральный закон об упорядочивании территорий страны (BROG) предписывает: и "создать предпосылки для равноценных шансов жизнеобеспечения  всем гражданам а страны во всех областях", [- Методика упорядочивания территорий ь уже на протяжении нескольких лет преду- I- сматривает взвешенное сравнение экол продуктивности территории с наличной I- и ожидаемой нагрузкой на нее.

Местные власти и прочие службы (напр., х ответственные за вод. хоз-во, дорожное о строительство,  хоз-во, транспорт и затро- х нугые муниципалитеты) рассматривают все значительные проекты, касающиеся данной территории (напр., строительство аэропор- н тов, автобанов, дорог федерального значения, электростанций, пром. предприятий, [- мест проведения отпусков и каникул) и

выдают заключение относительно й потребности в площадях, социально-экон.

Тенденций развития и экол. последствий (проверка стойкости окружаю щей среды, ПСОС).

Охрана природы охватывает все мероприятия, направленные на исключение (гашена окружающей среды} и снижение нагрузок на нее и ограничение наносимого ей вреда. При техн ико-гигиен а ческой охране окружающей среды речь идет о поддержании чистоты атм. воздуха и вод, удалении отходов, защите от шума, жестких излучений, вредных химикатов и защите почвы. Биол.-зкол. охрана окружения (уход за землей) охватывает охрану ландшафтов, сферы отдыха и озеленение жилых мест. Охрана окружающей среды с 1970 г. рассматривается в ФРГ как самостоятельная полит, задача:

"Политика охраны окружающей среды — это совокупность действий, направленных на то, чтобы избегнуть и уменьшить вмешательство в природу и ликви дировать последствия нанесенного ей вреда" (Гарткопф, 1983). Конкретные цели и программы начинались с ограничения предельно допустимых выбросов, экономии энергии, снижения теплопо- терь, повторного использования изношенных материалов, а также отходов, содержания лесов в здоровом состоянии, поддержки природного самоочищения водоемов (с классом качества воды не ниже II во всех наземных водоемах страны); создания автомобилей, работающих на бензине без антидетонационных добавок свинца и с мин. расходом вредных выхлопных газов; пропаганды бережного отношения к природе.

Основные принципы политики охраны окружающей среды — это принципы предупреждения опасности, ответственности и кооперации.

Принцип предупреждения опасности: при всех принимаемых решениях следует учитывать экол. точку зрения, чтобы избежать развития направлений, угрожающих природе. Ликвидация последствий всегда обходится значительно дороже, чем превентивные меры.

Проблемы при внедрении необходимых мероприятий возникают прежде всего вследствие сопротивления затронутых ими заинтересованных групп. Принцип ответственности:

"Затраты по исключению и ликвидации последствий вреда, нанесенного окружающей среде в основном обязан нести виновник ущерба" ("Программа Правительстве ФРГ по охране окружающей среды", 1971 г.). Принцип ответственности должен служить сохранению средств налогоплательщика. Проблемы при его реализации возникают в основном вследствие старых загрязнений, когда выявление виновника не представляется возможным, при ущербе от совместных действий нескольких виновников и при возникновении безответных аварийных ситуаций, когда поиск виновников и способов покрытия убытков после проведения работ по ликвидации последствий растягивается на длительное время.

Принцип кооперации: Правительство страны усматривает возможность восстановить

В этом процессе участвуют и союзы защит- ников природы. На фоне потребительских е желаний общества нельзя пренебрегать е сетевым характером экосистем и надежностью охраны природы. '- При перепланировке ландшафтов обще- сткенным планам разл. уровня противо- s стоят соответствующие зкол. программы, и которые редко учитываются при внедрении е проектов, поскольку персональное представительство защитников природы на соотв. уровнях отсутствует.


Похожие статьи:

Добавить статью в закладки

 
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки на экологический портал!
Материалы размещены и подготовлены для образовательных и некоммерческих целей.
ООО "Новая Экология" © 2010 - 2017