Питьевая вода — вода, по своему качеству в естественном состоянии или после обработки

Конечно, основные требования к качеству питьевой воды изложены в ГОСТе 2874 — 82 «Вода питьевая» и СанПиН 2.1.4.559 — 96. Но есть и некоторые другие, более общие документы, на которые в случае чего вполне можно опереться.

О том, что у нас создается правовое государство, мы слышим с утра до вечера (когда-то столь же часто говорили об обществе развитого социализма, а еще раньше — о строительстве коммунизма). Судя по количеству существующих, принимаемых и обсуждаемых законов, сейчас действительно заготавливаются кирпичи для строительства правового государства. Осталось, во-первых, об этих законах (или их проектах) знать и, во-вто- рых, принятые законы — исполнять. С этим посложнее.

Среди сотен законов, о многих из которых мы даже не подозреваем, вероятно, рано или поздно появится и федеральный закон о питьевой воде.

В его проекте говорится, что «Питьевая вода — вода, по своему качеству в естественном состоянии или после обработки (очистки, обеззараживании, добавления недостающих веществ) отвечающая нормативным требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд человека либо для производства пищевой продукции...», а «нормы питьевого водообеспечения — расчетное количество питьевой воды, необходимое для физиологических и бытовых нужд одного человека в течение суток в конкретном поселении, отдельном объекте...».

Еще в этом тексте говорится о принципах питьевого водоснабжения, собственности на системы, лицензировании, финансировании, тарифах, государственных гарантиях и государственном контроле, об охране источников и систем, а также (статья 22) — о правах и обязанностях пользователей и потребителей.

Привлекает внимание такое положение: «Информация о качестве питьевой воды осуществляется бесплатно в обязательном порядке средствами массовой информации или иным способом по представлению органов, осуществляющих надзор за качеством питьевой воды».

Вероятно, мы мало читаем или не те средства массовой информации, так как не доводилось пока встречать подобные сведения. Разве что бумажку увидим на двери подъезда, которая извещает об отключении воды на второй день после самого факта отключения.

Есть еще и статьи об ответственности за правонарушения в области питьевого водоснабжения, и о возмещении вреда.

Кроме этого будущего закона существует реальное расширенное, объемное Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации». В нем, кстати, тоже есть пункт (90), в котором оговорены наши с вами права: «Абонент имеет право: получать информацию о качественном составе отпускаемой питьевой воды, условиях отпуска питьевой воды и приема сточных вод; получать информацию о лимитах водопотребления и нормативах водоотведения, изменении платы и тарифов. требовать возмещения убытков, понесенных по вине организации во- допроводно-канализационного хозяйства» и т.д.

Кроме того, есть Приказ Минздрава России от 15 августа 2001 г. № 325 — о том, что санитарно-эпидемиологической экспертизе в Департаменте Госсанэпиднадзора Минздрава России (в соответствии с Административной реформой теперь это Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) подлежат «минеральная вода: природная столовая, лечебно-столовая, лечебная, бутилированная питьевая вода», «реагенты, используемые для подготовки питьевой воды и бытовые устройства, предназначенные для доочистки питьевой воды».

Базовая правовая основа или закладывается, или уже есть; осталось только научиться ее использовать.

В сущности, мы и написали об этих документах с единственной целью — чтобы о них знали не только несколько сотен чиновников, но и широкий читатель — мы с вами, те самые потребители воды, которых законы и должны защищать.

Тем более что зачастую речь идет не только о здоровье (оно, естественно, на первом месте), но и о немалых материальных затратах, которых можно было бы избежать, пустив сэкономленные деньги на улучшение того же здоровья.

Например, проблема жесткой воды. Она плоха как питьевая, не слишком хороша для мытья волос и уж точно вредна для бытовой техники; не секрет, что накипь существенно (на годы!) уменьшает срок службы нагревательных приборов и стиральных машин.

Американцы пришли к выводу, что для кипячения жесткой воды надо тратить на четверть больше энергии; что для стирки в такой воде требуется на треть больше моющих средств; что причина 90 процентов вышедших из строя чайников и кипятильников — накипь. Сплошные убытки.

Вот и на наших телеэкранах появился некий специалист — герой рекламного ролика, рекомендующий при стирке пользоваться умягчителями.

Но о том, какое отношение к разговору о воде имеет широко распространенная в нашем отечестве технология обмена шила на мыло, поговорим в следующей главе.

Поделиться:
Добавить комментарий