Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации на Эко портале обращайтесь portaleco.ru@gmail.com

 Стратегии адаптации и выживания.
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Статьи - Экология города

Стратегии адаптации и выживания.

Очень многие выдающиеся ученые-социологи, экологи, философы, историки, политологи мира пришли сегодня к единому выводу: преодоление общепланетарного экологического кризиса возможно только при изменении современного уклада жизни, переходе к новой философии существования, новой форме взаимоотношений как между человечеством и природой, так и между нациями и государствами. Это очень сложный и длительный процесс, который потребует многих десятилетий, но он не имеет альтернатив, если человечество хочет выжить. Это возможно только при условии разумного сосуществования человека и биосферы, коэволюции техносферы и биосферы на основе глубоких экологических знаний и учета законов развития природы, в условиях высокой экологической культуры и этики.

Моисеев рекомендует для начала реализовать следующее: При планировании и реализации любого вмешательства в природную среду соблюдать принципы природной рациональности. В частности, при организации структуры города и жизни в нем максимально согласовывать с законами функционирования окружающей природной среды планировку жилых массивов и размещения производств, создавать в городской черте искусственные природные комплексы, обеспечивать доступность горожан к природным зонам и т.д. Ответственность за соблюдение жесткой экологической дисциплины жизни в городе берет на себя государство.

2. Всеобщее и эффективное экологическое образование населения, особенно лиц, принимающих сейчас или в будущем решения государственного значения. Необходимо разработать сертификат муниципального служащего, предусматривающий наличие необходимого уровня экологических знаний, и не допускать к исполнению обязанностей лиц, не имеющих таких сертификатов. Люди должны знать, что чисто инженерных решений экологических проблем мегаполисов нет и быть не может. Общество должно стать другим, высококультурным экологически, и оно должно воспитывать людей, прививать им новые нравы, основанные на идеях новой, экологической философии жизни. Жизнь в современных и будущих мегаполисах предъявляет к людям особые требования.

Центральной проблемой, от которой будет зависеть не только судьба города, но и будущее страны, цивилизации, — это проблема экологического воспитания и образования людей наряду с проблемой создания эффективных и экологичных инфраструктуры и системы инженерного обеспечения жизни города.

Первостепенная и очень сложная задача — организация массовой экологической школы — от родителей, детских садиков до элитных школ вузов, институтов повышения квалификации.

По достижении высокого уровня экологической культуры возможно решение второй задачи — осуществление направляемого (по Н. Моисееву) развития общества и мегаполисов. Направляемого, а не управляемого. Ибо, как показала жизнь, далеко не все, наработанное человечеством в теории управления техническими системами, может быть применено для управления систем общественной природы, в социальной сфере. В социальных системах, к примеру, никогда не может быть единой цели, их всегда несколько (устойчивость системы, высокий уровень жизни людей, экологическая безопасность, экономическая безопасность и др.). В социальных системах цели не менее сложные и трудные, чем определение и реализация средств достижения этих целей. Для систем общественной природы будет необходимо понимание того, зачем и как использовать все имеющиеся ресурсы для будущего развития. Общее положение универсального эволюционизма утверждает: Разум, возникший на планете, не способен на нынешнем уровне его развития сделать мировой прогресс управляемым, подчинить его разработанной Всеобъемлющей идее, но он способен понять и, возможно, направлять ход развития общественных процессов, предвидеть и предотвращать (уменьшать) возможные кризисы. Направлять естественные процессы самоорганизации в желаемое русло развития, чтобы обеспечить сбалансированность, устойчивость общественной жизни на близкую и далекую перспективу.

Поэтому предполагается, что в XXI веке на первый план будет выдвинута экология и социология, а не техника. Планирование каждого мероприятия должно осуществляться с обязательным учетом его последствий для естественной и социальной среды человека. Дальнейшее экономическое развитие должно быть основано на принципах, согласно которым прибыли и убытки рассматриваются с учетом здоровья человека, состояния окружающей среды и характера социального и биологического будущего человечества.

Главнейшей задачей является при этом развитие и совершенствование прежде всего законодательной природоохранной базы во всех государствах; тесная кооперация специалистов-экологов всего мира в решении общих экологических проблем, прежде всего — проблем мегаполисов; организация высокоэффективного комплексного экологического мониторинга во всех регионах планеты. Важное значение при решении упомянутых задач будут иметь разработка и согласование как общих концепций экономического развития государств, так и концепций развития экологического образования и воспитания населения, развития мегаполисов, агросферы, а также разработка и реализация конкретных целевых национальных и международных природоохранных программ на основе этих концепций и согласованных международных экологических норм и стандартов. Выполнение всех программ развития и планов должно осуществляться под жестким контролем экспертов-экологов и экологически грамотных социологов, градостроителей и др.

При организации жизни в крупных городах и мегаполисах, где часто внутри агломераций под воздействием техногенных факторов формируются устойчивые зоны с атмосферным воздухом, почвами и водой, весьма различной степени загрязненности, этот фактор обязательно нужно учитывать. Мониторинг показал, что люди, как и остальные живые организмы, постепенно адаптируются к определенным экологическим условиям и со временем даже в условиях, классифицируемых как "напряженные" (но не "критические" или "катастрофические"), как бы привыкают к вредным для здоровья примесям в воздухе, воде или пище, не так остро на них реагируют, не так сильно от них болеют. Если же человек часто и длительное время перемещается из зон, более чистых, в места, более загрязненные, т.е. его организм постоянно испытывает скачки уровня и "качества" загрязнения, он не в состоянии адаптироваться. Имунная система перенапрягается, резко ухудшается здоровье, люди значительно чаще болеют, быстрее стареют и умирают. Это необходимо учитывать при планировке "спальных" и промышленных районов, городов- сателлитов и др. Второй путь нейтрализации зтого фактора — создание в необходимых, указанных специалистами-урбоэкологами, районах мегаполиса участков разнообразных растительных сообществ, увеличение площади парковых зон с подбором специальных пород деревьев, способных хорошо поглощать те или иные вредные вещества. Это позволит выровнять распределение вредных химических примесей над всеми районами города, облегчив процесс адаптации к ним горожан.

Важнейшей проблемой больших городов будущего, требующей первоочередного решения, остается транспортная проблема.

 Ее острота возрастает с развитием городов и сегодня перешла из разряда простых бытовых в разряд сложных комплексных социально-экономико-политических проблем. Горожанам необходимо в любое время суток добираться в любой район города за минимально короткий срок, минимальную плату и с максимальным комфортом. Некоторые современные американские, российские и украинские специалисты считают, что эту проблему можно и нужно на данном этапе решать за счет развития городского общественного электротранспорта — троллейбуса и трамвая. Убедительным примером этому может служить Днепропетровск. На основании государственной Программы развития городского электротранспорта Украины (специальное постановление Кабинета Министров Украины 1998 г.) несколько крупных промышленных предприятий Днепропетровска ("Южмаш", "Татра-Юг") освоили выпуск трамваев нового поколения с ти- ристорно-импульсной системой управления и другими особенностями, показавшими существенные преимущества этого вида транспорта перед остальными с точки зрения экологичности последнего, кроме того — значительно более комфортабельных и безопасных по сравнению с другими транспортными средствами (автобусы, маршрутные такси). Аналогичными показателями отличается и новый вид троллейбуса, выпущенный заводом "Южмаш" (экономия топлива, значительное уменьшение загрязнения воздуха выхлопными газами, исключение течей и проливов топлива, удобство перемещения, значительно ниже других видов транспорта шумовые воздействия и др.). Кроме того, сами трамваи и троллейбусы изготавливаются из экологически чистых, негорючих и трудновоспламеняемых материалов.

По данным профессора Задорского В.М., при разумном подходе к решению проблемы экологизации транспорта в ближайшее время можно достичь значительных успехов. Этот подход должен быть прежде всего системным, подразумевающим параллельную экологизацию всех многочисленных подсистем транспортной системы: экологизацию ходовой части транспортных средств, двигателей, топлива, салонов, решение вопросов экологизации перевозок разных по токсичности (вредности для окружающей среды) грузов, улучшения дорог, уменьшения аварийности и катастроф при перевозках и др.

Кроме того, должны предусматриваться не глобальные очистные сооружения для нейтрализации вредных выбросов и сбросов, а локальные очистки, максимально приближенные к источникам выбросов. Должны быть использованы при этом такие специальные принципы (методы) экологизации, как минимизация времени обработки изготавливаемых деталей и уменьшение образования побочных продуктов; рекуперация, замкнутость потоков вещества и энергии; адаптивность технологии и оборудования ("гибкость" транспортной установки) и др. Большое значение придается правильности управленческих решений в области разработки программ экологизации транспорта, учету данных гигиенических оценок влияния разных видов транспорта на здоровье горожан, в области биосоциальных аспектов и моделирования транспортных условий в разных городах и районах городов для выбора экологически оптимальной транспортной схемы.

Решению проблемы, считают украинские специалисты, поможет организация эффективного экологического мониторинга транспортных систем городов и создание специальных информационных транспортно-экологичес- ких систем в каждом городе, целью которых в недалеком будущем должно быть автоматическое компьютерное управление транспортом с достижением минимального экологического ущерба урбоэкосистемам при максимальных удобствах перемещения горожан.


Похожие статьи:

Добавить статью в закладки

 
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки на экологический портал!
Материалы размещены и подготовлены для образовательных и некоммерческих целей.
ООО "Новая Экология" © 2010 - 2017