Самым известным в мире большим "экологическим городом" сегодня является город Куритиба в Бразилии.

Его население сейчас составляет более 2 млн человек, хотя в 1950 г. здесь проживало всего 150 000.Общими усилиями горожан и городских властей Куритиба превращен в один из самых зеленых городов мира, с самым совершенным (с экологической точки зрения) автобусным движением (>70% горожан пользуются автобусами ввиду большого удобства и низких цен), самым большим количеством дорожек для велосипедов (около 150 км), с торговыми, историко-культурными центрами и рядом улиц, где автомобильное движение запрещено, с 40 центрами кормления для детей.

Примером полной противоположности, когда экологические проблемы по многим причинам практически не решаются, является город Мехико (по данным книги Т. Миллера "Жизнь в окружающей среде", 1996.). В 1993 г. население Мехико насчитывало около 16 млн человек, а в 2000 году оно, по расчетам специалистов ООН, достигнет более 25,5 млн. Практически невозможно остановить ежедневный приток в город почти 1000 обедневших и разорившихся крестьян, надеющихся найти здесь лучшую судьбу.

Более 3,5 млн автомобилей (большинство — старые) и более 30 000 промышленных предприятий загрязняют воздух до такой степени, что над городом постоянно висит опасный смог (самое большое количество смогов в мире). Из-за употребления перезагрязненных воздуха и воды в Мехико ежегодно умирает более 100 000 жителей. В кварталах, где живет беднота (а она составляет большинство населения), отсутствуют канализация, водопровод, электричество. В сухие, жаркие, ветреные дни над этими кварталами поднимаются тучи пыли и на землю падают измельченные фекалии, вызывая широкое распространение таких болезней, как сальмонеллез и гепатит. Вокруг города накапливаются в буквальном смысле горы отбросов и отходов производства.

Примером небольшого города (около 50 000 жителей), который самостоятельно и довольно успешно решил почти все свои экологические проблемы, может быть город Девис в США (недалеко от Сан-Франциско). С 1970-х годов муниципалитет и жители города решили резко улучшить экологические условия проживания и добились этого за счет реализации плана экономии энергии (сократили энерго потери вдвое, активно начали использовать солнечную энергию), реорганизации системы транспорта, утилизации отходов.

Анализ положительного опыта улучшения экологических ситуаций в городах разных стран мира, полученного за последнее десятилетие, позволяет сделать следующие обобщения о возможных путях экологических урбанизационных процессов в XXI веке.

  1. Первое направление экологизации — это осуществление ряда мероприятий, связанных с экологизацией энергетики, промышленности и транспорта в существующих городах, без перепланировки, реконструкции городов.
  2. Второе направление — это реконструкция структуры старых городов и строительство новых с учетом современных экологических нормативов и стандартов.
  3. Третье — реализация комплексной национальной и глобальной социально-экономической политики поэтапного ослабления развития гиперурбанизации и ее пагубного воздействия на биосферу.

К мероприятиям первого направления относятся внедрение целого ряда разработок по уменьшению в городах шума и загрязнений воздуха от автомобильного движения, усилия по увеличению площади зеленых насаждений, экономии тепла и электричества и все большему использованию солнечных батарей и биогазовых установок, а также внедрение новых, малоотходных, малоресурсоемких и максимально экологически чистых технологий на всех промышленных предприятиях, по эффективной и безвредной для окружающей среды переработке бытовых и промышленных отходов.

В частности, уменьшение шума может быть достигнуто модификацией шу-мопроизводящих устройств, глушением шумных приборов и процессов, сооружением специальной шумовой защиты для рабочих и населения, устранением шумных объектов и производств из жилых кварталов, использованием новых звукопоглощающих и звукозащитных технологий и материалов. Общее улучшение экологической ситуации может быть достигнуто введением экологического планирования использования каждого квадратного метра земли как в городе, так и в пригородных районах, осуществлением постоянного жесткого экологического контроля за выполнением всех экологических законов, правил и норм, возрождение скверов, парков, открытых зон отдыха в центрах городов.

Строительство городов на основе новых экологических подходов к планированию и использованию природных ландшафтов уже осуществлено в Бразилии, Великобритании (около 20 городов), Венесуэле, Нидерландах, Сингапуре, США, Финляндии, Франции, Швеции. Это преимущественно города с населением от 25 000 до 100 000 жителей.

Их можно разделить на три типа: новые города-сателлиты, расположенные довольно близко к существующим мегаполисам (западный вариант названия городов-гигантов — мегаполисы); свободно существующие новые города, далеко отстоящие от мегаполисов; новые внутримегаполисные города, создаваемые в существующих мегаполисах на месте сносимых кварталов (трущобы, ликвидируемые промышленные или транспортные центры, базы и др.). Одной из форм экологизации, успешно реализованной в последнее десятилетие в США, является сохранение, обновление, резервация и основание внутри мегаполисов крупных и важных с экологической точки зрения зон (зеленых территорий, ландшафтов, водопарков): Централ-парка в Нью-Йорке, Парка золотых ворот в Сан-Франциско, Файрмонт-парка в Филадельфии, Парка Лейк-Фронт в Чикаго. Так как далеко не все мегаполисы мира имели аналогичную возможность заложить парковые зоны раньше, в начальных стадиях своего развития, используются и другие методы увеличения зеленых зон: например, создается несколько десятков малых парков и сквериков в различных районах мегаполисов на месте сносимых трущоб, улиц, других объектов (места выбирают экологи, а городские власти принимают специальные решения, постановления) высаживается большое количество деревьев вдоль улиц, во дворах разводятся цветы и трава (как и на некоторых плоских крышах домов), создаются пруды, озера в районах покинутых и заброшенных строений (пример — города Торонто и Ванкувер в Канаде, много городов в Западной Европе).

Один из вариантов успешно осуществляемой экологизации мегаполисов — установление ограничителей роста городов в виде зеленых поясов. Вокруг существующего города создается (восстанавливается, укрепляется) плотное кольцо зеленых насаждений (охраняемая законом лесопарковая зона шириной от нескольких сотен метров до нескольких километров), а контролируемый и обоснованный рост города осуществляется за пределами зеленого пояса. При этом создаются отдельные островки-поселения (жилые, торговые, научные, спортивные или другие центры) по периметру вокруг зеленой зоны, которые соединяются с центром мегаполиса специальными транспортными магистралями (пример — Портланд, штат Орегон, США).

Еще один подход — пакетная (кластерная) застройка ландшафта, когда территория используется под застройку не полностью, а участками (застраиваются менее экологически значимые участки), с консервацией островков зелени (луга, леса), с сохранением ручейков, речушек.

Современные американские градостроители еще в 80-х годах разработали несколько упрощенных моделей, которые могут быть использованы для развития городов в будущем: модель концентрически-круговой застройки, секторная модель и многоцентровая модель (смотрите рисунок 10.2).

В связи с первоочередной необходимостью уменьшения транспортной нагрузки в городах специалисты-урбоэкологи отмечают значительно возросший во всем мире интерес к велосипедному передвижению в мегаполисах. И не только потому, что это значительно полезней для здоровья и безопасней для окружающей среды, но и потому, что в центрах больших городов в часы пик из-за постоянных автомобильных пробок скорость передвижения падает до 8 — 10 км в час, и часто на велосипеде транспортные вопросы решаются намного эффективней (быстрее, дешевле, безопасней, полезней). Поэтому количество велосипедистов в последнее десятилетие увеличилось во много раз не только в Китае (до 300 млн велосипедистов) и Японии, но также в США (с 0,5 до 3,5 млн) и Западной Европе. Этот фактор учитывается при развитии городов (планируются и оборудуются специальные стоянки, дорожки и др.).

Решением вопросов управления процессами урбанизации глобального масштаба уже частично занимаются и в будущем должны заниматься более активно и эффективно такие международные организации, как ООН, специальные международные комиссии и комитеты, осуществляющие разработку и реализацию таких международных программ, как регулирование процессов роста населения и его миграций; устойчивое, эколого-экономически сбалансированное развитие наций и нашей цивилизации вообще; предотвращение негативных глобальных климатических изменений (огромную роль в развитии этих изменений играют мегаполисы планеты) и других. Примером могут служить программы МАБ (Man and Biosphera — Человек и Биосфера, проект "Экологические аспекты городских систем") и ЮНЕП (United Nations Environmental Programme — Международная программа охраны окружающей среды), в выполнении которых уже почти 20 лет участвуют десятки стран и благодаря которым частично решены наиболее острые экологические локальные и региональные вопросы, в том числе — экологические проблемы городов. Проблемам экологии будущих городов значительное внимание уделено и в документах, принятых на самом представительном за последнее десятилетие международном экологическом форуме, состоявшемся в Рио-де-Жа- нейро в 1992 г., где по этому вопросу также приняты соответствующие решения ("Agenda 21").

В 1997 г. в Лейпциге (Германия) прошла международная конференция по урбоэкологии, на которой впервые состоялись глубокие дискуссии по теоретической консолидации урбоэкологии и интеграции различных научных дисциплин в эту комплексную науку. Ученые, политики, представители индустрии и бизнеса объединили свои усилия и опыт для решения будущих проблем урбанизации, для выработки приемлемых и для людей, и для биосферы форм дальнейшего развития цивилизации.

В 1993 - 1998 гг. некоторое развитие в мире получила идея создания экологических деревень и городов (первые такие поселения были созданы в Бразилии, Индии, Италии, США и др.). Но, как показал опыт, моделирование и расчеты, массовое создание экологических городов в будущем — это утопия. По целому ряду серьезных причин социально-экономического, технического и экономико-экологического характера реализация этой идеи практически неосуществима в общепланетарном масштабе, а реализация ее в одном регионе вызывает непременное ухудшение эколого-экономической ситуации в другом. 

Концентрическая круговая модель городской структуры 

Концентрическая круговая модель городской структуры:

1 — центральный деловой район; 2 — транзитная детер- риториальная зона; 3 — дома рабочих; 4 — пригороды для среднего класса; 5 — пригородная зона компенсации

Секторная модель городской структуры 

Секторная модель городской структуры:

1 — высокорентные резиденции (жилые кварталы); 2 — резиденции среднеуровневой (промежуточной) ренты; 3 — низкорентные резиденции; 4 — кварталы образования и рекреации; 5 — район средств перевозки и сообщения; 6 — индустриальный район; 7 — ядро города

Многоядерная модель городской структуры

Многоядерная модель городской структуры:

1 — центральный деловой район; 2 — район торговли, легкого производства; 3 — низкорентный жилой массив; 4 — среднерентный жилой массив; 5 — высокорентный жилой массив; 6 — район тяжелой промышленности; 7 — загородный деловой район; 8 — жилой пригород; 9 — индустриальный пригород

Рисунок. 10. 2. Три модели пространственной городской структуры. Ни одна из них не является идеальной, это — упрощенные модели, которые могут быть использованы в качестве образца развития города в будущем. (Из учебника Т. Миллера "Жизнь в окружающей среде")

Главной идеей, реализация которой в начале XXI века реально поможет улучшить экологическую ситуацию в больших городах и контролировать стихийное развитие мегаполисов, будет идея максимальной интеграции экологических, экономических и социальных аспектов в процессе развития городов, их планировании и реконструкции, а также активное возрождение и расширение зеленых городских зон. Огромную роль при этом должно сыграть всемерное развитие экологического образования и культуры населения.

Первостепенного решения при этом будут требовать такие проблемы, как экологизация транспорта, проблема экологически обоснованных зон паркингов автомобилей, а также проблема создания в мегаполисах урбоклиматических оазисов на основе новых наук — урбоклиматологии и урбофитомелиорации.

Поделиться:
Добавить комментарий