Экономическое стимулирование ресурсосбережения необходимо для ограничения финансовой деятельности отраслей городского хозяйства.

Предприятия этих отраслей, оказывая услуги населению городов, потребляют около трети природных ресурсов планеты. Поэтому даже небольшое сокращение потребления может существенно отразиться на экологической обстановке в городах.

Существующая в России система оплаты коммунальных услуг ни в коей мере не стимулирует экономию.

Так, предприятиям, поставляющим в жилой сектор питьевую воду, выгоден перерасход, поскольку потребитель оплачивает каждый кубометр расходов. Прибыль поставщика зависит от объемов услуг: чем больше расход ценного природного ресурса — воды, тем лучше экономические показатели предприятия.

Сказанное относится и к поставщикам теплоносителя для отопления и горячего водоснабжения. Все убытки от потерь из-за изношенности трубопроводов и использования устаревших технологий производитель перекладывает на потребителя. Работники отрасли не заинтересованы в реконструкции и модернизации технического оборудования.

Наметившаяся в России тенденция ресурсосбережения основана на установке индивидуальных счетчиков расхода.

На наш взгляд она не даст экологического эффекта, поскольку все потери от недостатков работы инженерных систем будут компенсированы увеличением стоимости услуг. Потребитель, как и сейчас, будет оплачивать непроизводительные расходы, а обратиться к альтернативным поставщикам нельзя из-за их отсутствия, монополии, сложившейся в коммунальном секторе наших городов.

Государство, не располагающее необходимыми ресурсами, не в состоянии субсидировать модернизацию инженерных систем. Тем более, что в результате приватизации поставщики ресурсов превратились в унитарные получастные предприятия, заинтересованные в получении максимальной прибыли, а не в отчислениях на реконструкцию.

Неоправданные перерасходы услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве наносят значительный ущерб окружающей среде и территориальным экосистемам в целом. Федеральная власть в 1997 г. разработала "Концепцию реформы ЖКХ в РФ", одобренную указом Президента, а в 1998 г. — федеральную программу "Энергосбережение в России".

На базе этих документов выпущены "Основные направления и механизм энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации". Этот документ определяет рыночные стимулы мероприятий, направленных на снижение расходов ресурсов.

В экономический механизм энергосбережения заложено долговое финансирование как основной источник капиталовложений в реконструкцию и обновление.

Такой механизм позволит эффективно модернизировать инженерные системы городов.

Экономическая привлекательность долгового финансирования заключается в том, что бюджетные вливания в модернизацию составят небольшую часть от требуемых инвестиций. В основном используются кредиты коммерческих банков и другие формы заимствований. К ним относятся облигации, выпускаемые муниципалитетами и предприятиями. Долговыми гарантами выступают субъекты Федерации и местные территориальные власти.

Долг погашается за счет ограниченных средств местных бюджетов, но в основном от реализации ресурсосберегающего проекта.

В целях обеспечения надлежащих условий для расчетов по долговым обязательствам рекомендуется заморозить тарифы на услуги. Разработан порядок их регулирования во времени, коррекции на инфляцию и изменение стоимости энергоресурсов.

Учтены и социальные факторы. Рекомендовано инвестиционное бремя распределить между несколькими поколениями пользователей. Исходить из того, что инженерные инфраструктуры служат городу многие десятилетия, поэтому модель долгосрочного возвращения долгов признается социально наиболее справедливой.

Поделиться:
Добавить комментарий