Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации на Эко портале обращайтесь portaleco.ru@gmail.com

 Экономический механизм природопользования.
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
Статьи - Экология города

Экономический механизм природопользования.

Экономические меры, направленные на охрану окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов, включают:

  1. определение источников финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды;
  2. установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов в атмосферный воздух, сбросов сточных вод в водные объекты и размещения отходов;
  3. установление нормативов и размеров сборов за использование природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
  4. сборы за ухудшение качества природных ресурсов (снижение плодородия почв, продуктивности лесов, рыбопродуктивности водных объектов и т.д.);
  5. предоставление субъектам предпринимательской деятельности налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими энерго- и ресурсосберегающих процессов, малоотходных и безотходных технологий, развитии нетрадиционных источников энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды и сбережению природных и энергетических ресурсов; возмещение убытков, причиненных нарушением природоохранного законодательства; стимулирование деятельности по охране окружающей природной среды и экономии природных и энергетических ресурсов.

Финансирование природоохранных мероприятий осуществляется за счет государственного и местных бюджетов, средств предприятий и организаций, фондов охраны окружающей природной среды, добровольных взносов и иных средств.

Лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещения отходов промышленного, строительного и других производств, других видов вредного воздействия устанавливаются для каждого предприятия и другого источника загрязнения окружающей природной среды, а также для города в целом. Лимиты устанавливаются исходя из условий соблюдения экологических нормативов качества окружающей природной среды с учетом сложившейся производственной инфраструктуры и экологической обстановки в каждом конкретном городе. Лимиты периодически пересматриваются обычно в сторону уменьшения.

Нормативы сборов за использование природных ресурсов устанавливаются с учетом их качества, доступности, распространения, возможности возобновления, комплексности, объемов добычи, местонахождения, возможности переработки и утилизации отходов, других факторов. Нормативы сборов за использование природных ресурсов и за загрязнения окружающей природной среды являются едиными для всей страны.

На основании установленных лимитов и нормативов сборов определяются размеры платежей (сборов) за специальное природопользование. При соблюдении лимитов эти платежи (сборы) относят на издержки производства, а при нарушении установленных лимитов сборы за ухудшение качества природных ресурсов взимают за счет прибыли предприятий и организаций.

Средства от сборов за использование природных ресурсов поступают в государственный и местные бюджеты и направляются на выполнение работ по воспроизводству и поддержанию этих ресурсов в надлежащем состоянии.

 Средства от сборов за загрязнение окружающей природной среды направляются в местные, областные и государственный фонды охраны природы. Распределение средств между местными, областными и государственным природоохранными фондами производится в соотношении: 20, 50 и 30% соответственно, а между Киевским и Севастопольским городскими и государственным природоохранными фондами — соответственно 70 и 30%. Кроме сборов за загрязнение окружающей природной среды, в состав природоохранных фондов включается часть денежных средств, взыскиваемых за нарушение норм и правил природопользования, ущерб, причиненный нарушением природоохранного законодательства в результате хозяйственной и иной деятельности, а также добровольные взносы и пожертвования.

Средства местных, областных и государственного фондов охраны окружающей природной среды могут расходоваться только на целевое финансирование природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий, включая научные исследования, меры по снижению воздействия загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения, а также на стимулирование работников органов по охране природы и общественных инспекторов охраны природы. Распределение средств фондов на осуществление тех или иных природоохранных мероприятий и стимулирование сотрудников производится по представлению местных органов охраны природы.

При реализации предприятиями и организациями мер по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, переходе на малоотходные и безотходные ресурсо- и энергосберегающие технологии, экологизации производства, введении в действие средозащитного оборудования и установок для утилизации и переработки отходов, установке приборов контроля за состоянием окружающей природной среды и источниками выбросов и сбросов загрязняющих веществ и других аналогичных мер предоставляются льготы по налогообложению, а фонды охраны окружающей природной среды полностью освобождаются от налогов. Для этих же целей могут быть выданы краткосрочные и долгосрочные кредиты на льготных условиях. Для производственных природоохранных фондов устанавливаются повышенные нормы амортизации. Предприятиям, организациям и гражданам на договорных началах могут быть предоставлены средства из природоохранных фондов для выполнения работ по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ и уменьшению вредных физических, химических и биологических воздействий на состояние окружающей природной среды, на развитие экологически безопасных технологий и производств.

Законодательством предусмотрено предоставление природных ресурсов в пользование под залог.

Денежные средства, взыскиваемые с предприятий и организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в том числе иностранных, за нарушения природоохранного законодательства, зачисляются на отдельный счет местных органов по охране природы и могут расходоваться на поощрение особо отличившихся сотрудников этих органов и общественных инспекторов по охране природы (табл. 10.1). Эти же средства могут расходоваться на развитие и укрепление материально-технической базы органов по охране природы.

Таблица 10.1. Средства, поступающие на счет местных органов по охране природы в результате выполнения ими функций по контролю за соблюдением природоохранного законодательства

Источники поступления средств

Отчисления на текущий счет органов по охране природы, %

Штрафы, взыскиваемые с граждан за нарушения

100

природоохранного законодательства

 

То же с должностных лиц

50

Средства, взыскиваемые с граждан в возмещение

50

ущерба, нанесенного природным ресурсам

 

То же с субъектов предпринимательской

50

деятельности

 

Средства от реализации незаконно добытых

20

природных ресурсов или продукции,

 

изготовленной из них

 

Средства от реализации конфискованных

100

орудий незаконной добычи природных

 

ресурсов

 

 


Похожие статьи:

Добавить статью в закладки

 
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки на экологический портал!
Материалы размещены и подготовлены для образовательных и некоммерческих целей.
ООО "Новая Экология" © 2010 - 2018