Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации на Эко портале обращайтесь portaleco.ru@gmail.com

 ЭКОЛОГО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.
(2 голоса, среднее 4.00 из 5)
Статьи - Экология города

ЭКОЛОГО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.

Законодательно-экологическое регулирование градостроительной деятельности весьма сложно, поскольку проблема охватывает практически все сферы материально-хозяйственного производства. Базой такого регулирования служат законы и подзаконные акты Федерации и ее субъектов.

Независимо от отрасли, на которую распространяется закон или подзаконный акт, к ним предъявляют определенные требования. Во-первых, документы должны иметь единый терминологический аппарат и, во-вторых, обладать унифицированными нормами экологических ограничений. В-третьих, пакет документов должен представлять собой единый правовой комплекс.

Нормативные критерии экологических ограничений унифицируют в трех аспектах. Первый — антропогенного давления на природу (плотность населения, степень преобразования ландшафта и т.д.). Второй — техногенных ограничений (потребления ресурсов, выброс газообразных, жидких и твердых отходов). Третий — критериев, обеспечивающих устойчивое равновесие и репродуктивность экосистем.

Комплексность пакета законодательных документов необходима, поскольку только в этом случае возможно квалифицированное управление процессом охраны среды. В отсутствии единой нормативно-пра- вовой базы неосуществим эффективный мониторинг компонентов геосферы и антропоэкологических систем.

Международные экологические организации приняли путь комплексности и унификации.

Считается, что он может обеспечить переход на единые универсальные методы оценки экологии среды. Создаст условия беспрепятственного международного сотрудничества. С другой стороны, будет стимулировать переход на единые, наиболее эффективные способы охраны природы.

В России система регулирования строительной и градостроительной деятельности построена следующим образом. Существуют и принимаются новые законы Российской Федерации. На их базе субъекты федерации разрабатывают свои законы. В дополнение к ним создана и расширяется система подзаконных актов и нормативно-технических документов нескольких уровней.

На верхнем уровне — это ГОСТы и СНиПы, утверждаемые правительством России. На следующем — региональные строительные нормы (РСН), в том числе временные (ВСН), принимаемые органами территориального управления.

На третьем и четвертом уровнях действуют строительно-технологические нормы (СТН) и технические условия (ТУ), несущие отраслевые признаки и утверждаемые министерствами Федерации и регионов. Эту систему дополняют методические пособия, инструкции, рекомендации и им подобные документы. Их задача заключается в разъяснении методов и способов проектирования, строительства и содержания объектов.

В области градостроительства до последнего времени отсутствовала целостная законодательная база. Действовали следующие федеральные законы:

"Об охране окружающей природной среды";

"Об охране атмосферного воздуха";

"Земельный кодекс РФ";

"Водный кодекс РФ";

"Основы лесного законодательства";

"Об особо охраняемых природных территориях";

"Об экологической экспертизе" и др.

Градостроители не имели всеобъемлющего правового документа. Только в 1998 г. Государственной Думой и Советом Федерации был принят "Градостроительный кодекс РФ". Наряду с другими законами этот кодекс вошел в пакет законодательно-правовых документов и стал основополагающим в составе документов, регламентирующих градостроительное планирование.

В значительной степени сформирована структура стандартов по охране окружающей среды. Она является семнадцатым разделом Государственной системы стандартизации (ГСС). В нем объединено 10 взаимосвязанных комплексов, которым присвоены шифры и названия.

Комплексы включают по 6 групп стандартов, которые перечислены в табл. 5.2.

Таблица 5.2

Шифр класса

Шифр группы

Наименование групп

17

0

Основные положения

17

1

Термины, определения, классификация

17

2

Показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов

17

о J

Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов

17

4

Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий

17

5

Требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды

17

6

Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений

17

7

Прочие стандарты

 

В результате каждый ГОСТ имеют свой шифр, первая цифра которого обозначает номер системы по классификатору (17), вторая — номер комплекса, третья — группу, четвертая — номер стандарта и пятая — год его регистрации. Например, ГОСТ 17.2.2.03—97 — это стандарт на предельно допустимый выброс бензиновыми двигателями газа СО. Он состоит в комплексе 2, группе 2, третьим в этой группе. ГОСТ зарегистрирован в 1997 г.

Система Строительных норм и правил (СНиП) построена несколько иначе (табл. 5.3). Она разделена на пять частей, отмечаемых первой цифрой шифра. Каждая часть состоит из нескольких групп, номера которых являются второй цифрой. В состав групп могут входить различные документы. Их номера отражает третья цифра шифра. Наконец, последняя цифра обозначает год утверждения и регистрации документа. Например, СНиП 2.07.01—89 — нормативный документ второй части системы, названной "Нормы проектирования" и седьмой группы — "Планировка и застройка населенных пунктов". Это первый нормативный акт в указанной группе, который утвержден в 1989 г.

Таблица 5.3

Части СНиПа

Количество

№№

Наименования

групп в части

1

Организация, управление, экономика

6

2

Нормы проектирования

12

3

Организация, производство и приемка работ

9

4

Сметные нормы

Состав устанавливается Госстроем

5

Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов

4

 

В системе СНиП нет специального издания, нормирующего экологические параметры. Как правило, в каждом нормативном акте требования к охране окружающей среды излагаются в специальных главах. Так, в СНиП 2.07.01—89 глава 9 названа "Охрана окружающей среды, памятников истории и культуры".

В дополнение к СНиПу специальные организации издают документы, где более детально нормируют параметры среды обитания. Например, выпущен СанПин 20-05-82 "Санитарные нормы обеспечения инсоляции жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки" и многие другие аналогичные документы.

Субъекты Федерации выпускают свои подзаконные акты, конкретизирующие общероссийские в соответствии с местными условиями.

Так, в Москве действует МГСН — 1.01-94 — московские городские строительные нормы, утвержденные в 1994 г. Правительством города. До этого действовали ВСН 2-85 "Временные нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы".

Кроме этих нормативных документов научно-исследовательские и проектные организации разрабатывают рекомендации, руководства и положения по отдельным проблемам охраны окружающей среды. Например, еще в 1984 г. ЦНИИП градостроительства выпустил "Руководство по учету в проектах планировки и застройки городов требований снижения уровней шума".

В результате создана система законов, подзаконных актов и других нормативно-технических документов. Их широко используют в планировании, управлении и мониторинге градостроительной деятельности.


Добавить статью в закладки

 
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки на экологический портал!
Материалы размещены и подготовлены для образовательных и некоммерческих целей.
ООО "Новая Экология" © 2010 - 2018