Экологический мониторинг.

Функционирование экосистем — процесс, протекающий веками и тысячелетиями, поэтому необходим постоянный экологический мониторинг.

Экологический мониторинг — это отслеживание параметров окружающей среды, определяющих состояние компонентов геосферы и степень их загрязнения. Службы этого мониторинга созданы в крупных городах России. Организован систематический контроль состояния городской среды обитания

Геофизический мониторинг объединяет геодезическое наблюдение, оценку водных и сейсмических режимов на городских территориях. В задачи геодезического мониторинга входит наблюдение за подвижками земной коры и деформациями дневной поверхности. На базе такого наблюдения строят карты динамики поверхности во времени. В результате создается возможность прогнозирования негативных процессов.

Мониторинг оползней и образования оврагов — это важный процесс информационного обеспечения градостроительной деятельности. Задачи такого мониторинга заключаются в слежении за подвижками геологических пород, содержанием удерживающих сооружений и зеленых покровов, укрепляющих склоны. Следят за динамикой и режимами подземных водных горизонтов, движением дождевых потоков, поскольку вода является катализатором оползневых и оврагообразующих процессов. Определяют границы участков, пораженных оползнями, что важно для безопасного градостроительного использования территорий.

Мониторинг водных режимов необходим не только для указанных выше целей. В практике эксплуатации городской застройки имеют место случаи деформации зданий из-за изменения режимов грунтовых под, а от незыблемости конструкций зависит безопасность проживания в доме.

Изменение уровней водоносных пластов и скоростей движения воды часто приводит к появлению карстовых пустот из-за увлажнения доломитов и гипсов.

Такие пустоты могут вызвать карстовые провалы, что опасно для людей. Аналогичное явление наблюдают при изменении скоростей движения воды в наносных породах, сложенных из мелких частиц. Повышение скоростей водных потоков приводит к вымыванию частиц породы — суффозии. В результате теряется прочность грунтов, что также небезопасно.

Как правило, информацию, получаемую в результате системного мониторинга, закладывают в ЭВМ-банк данных. Эту информацию регулярно анализируют, что позволяет разрабатывать достаточно обоснованные рекомендации по противооползневым и противокарстовым мероприятиям.

В результате сейсмического мониторинга получают характеристики колебаний земной коры от различных источников естественного и техногенного происхождения. Путем установки и слежения за показаниями высокочувствительных датчиков непрерывно получают информацию о координатах эпицентров и глубине землетрясений, а также скоростях и энергии сейсмических волн и микрофона. В результате создают банк данных. Их обрабатывают по специальным ЭВМ программам. Это позволяет с определенной погрешностью прогнозировать возможность чрезвычайных обстоятельств.

Используя системы сейсмического мониторинга в городах, расположенных вне зон активных землетрясений, можно получить данные о вибрациях техногенного происхождения, установить причины помех, поделив их на природные и искусственные, и принять меры, микширующие вибрации.

Системы сейсмического мониторинга, оснащенные высокоэффективными приборами новых поколений, применяют для исследования тектонической структуры местности.

С их помощью выявляют неоднородность геологических пород и микро-разломы в тектонических плитах, что помогает е проектировании новых градостроительных объектов и уменьшает риск чрезвычайных обстоятельств на вновь освоенных городских территориях.

Информацию, полученную в результате мониторинга, фиксируют на картах города. Постоянно вносят коррективы в графическую информацию типа показанной на рисунке 5.4.

Фрагмент карты города с делением территории на категории

Рисунок. 5.4. Фрагмент карты города с делением территории на категории:

1 - по степени геологического риска; б - то же, геохимического; 1 - геологически чрезвычайно опасные, где мониторингом установлено течение динамических процессов; 2 - то же, весьма опасные; 3 - то же, опасные, но динамика не наблюдается; 4 - то же, мало опасные; 5 - то же, неопасные; б - территории с высокой степенью геохимической опасности, где интенсивно выделяются вредные вещества; 7 - то же, со средней, где наблюдается периодическое и слабое выделение газов; 8 — то же, низкой геохимической опасности нужно для разработки мероприятий инженерной защиты территорий, существующих и вновь возводимых строений. 

Геохимический мониторинг — это систематические наблюдения за состоянием и загрязнением природных компонентов геосферы городов. Он объединяет семь подсистем:

  1. "Атмосферный воздух",
  2. "Атмосферные осадки",
  3. "Почвы",
  4. "Грунтовые воды",
  5. "Поверхностные воды и донные отложения",
  6. "Радиационная обстановка",
  7. "Растительный и животный мир".

Информацию для этих подсистем собирают и анализируют по аналогии с получением сведений для экологических блоков региональных и районных систем расселения. Однако эту информацию используют не единовременно, как в случае разработки проектной документации градостроительного планирования, а перманентно — в процессе эксплуатации и развития городов.

Особенностью мониторинга повсеместной городской деятельности является экологический контроль работы городских служб и экологически проблемных предприятий. Для этого в городах созданы специальные управленческие подразделения типа:

  • "Горкомэкологитг и Торгидромета",
  • государственной инспекции безопасности движения (ГИБДД),
  • административно-техническом инспекции (АТИ),
  • инспекции санитарно-зпидемического надзора (СЭС).

Комитеты городской экологической службы осуществляют контроль токсичности гео-, гидро-, лито- и биосфер в пределах города. В их обязанность входит экологический мониторинг городских предприятий, контроль работы служб охраны среды в промышленности, коммунальном хозяйстве и на транспорте.

Городские службы Росгидромета осуществляют токсический мониторинг. Для этого устанавливают посты наблюдения, где регистрируют оперативную информацию о концентрации вредных веществ. Данные закладывают в ЭВМ-банк и потом анализируют, разрабатывая соответствующие рекомендации.

Территориальные СЭС следят за санитарно-гигиеническим состоянием городской среды. Изучают динамику заболеваемости, обусловленную параметрами этой среды. В зависимости от сложившихся обстоятельств СЭС дают оперативные рекомендации по предотвращению заболеваемости и инфекций.

Территориальные ГИБДД, являясь контролером безопасности движения, опосредованно следят за экологией на городских улицах. Инспекции проверяют экологичность двигателей транспортных средств. ГИБДД, регулируя движение транспортных потоков, сокращают засорение воздушного бассейна выбросами продуктов сгорания (двигатели стоящих на перекрестках и в пробках автомашин выделяют значительно больше газов, чем при движении).

АТИ осуществляют контроль содержания объектов строительства и реконструкции. Их подразделения на местах следят за состоянием улично-дорожной сети и чистотой на улицах, площадях и межмагистральных территориях. Поскольку зеленые насаждения и водоемы являются элементами внешнего благоустройства, АТИ контролируют работу городских служб зеленого строительства. Они следят за содержанием набережных и водоемов, водообменом, замутнением и цветением воды.

Сведения, получаемые в результате постоянного наблюдения за состоянием экосистем, являются исходной информацией, необходимой для корректировки алгоритмов управления.

В современном мире постоянно растет спрос на потребительские услуги, поэтому очень важно сохранять равновесие между ними и экологическими благами, получаемыми от природы.

Баланс потребительских и экологических благ — основное условие устойчивого развития природно-градостроительных систем. Достижение такого баланса является основной целью управления охраной природы.

Схема взаимодействия между потребительскими и экологическими

Рисунок. 5.5. Схема взаимодействия между потребительскими и экологическими

Д - отклонение от равновесного состояния; П - объем потребления; А., - экологические блага; А„ - потребительские блага

Постоянный рост производства потребительских благ, с одной стороны, создает комфортные условия в среде обитания. Это укрепляет здоровье человечества. С другой — приводит к дестабилизации экосистемы, а ухудшение состояния окружающей среды влечет за собой отрицательные социальные последствия.

Соотношение благ, потребляемых человечеством, показано на рисунке 5.5. Кривая функций взаимосвязей разделяет потребление на две зоны. Первая (Аэ) — это социальная ситуация, при которой предпочтение отдается экологическим благам, вторая (Ап) — ситуация, когда общество отдает предпочтение искусственным потребительским благам.

Рассматривая схему, можно выделить зону А где искусственные блага минимальны. Естественно, что общество отдает предпочтение этим благам, тем более, что экосистема в целом находится в равновесии. Однако, начиная с Д\, люди начинают проявлять экологическую озабоченность, поскольку существует зависимость: по мере насыщения товарами и услугами социумы все больше внимания уделяют охране среды обитания. Люди стремятся все больше потреблять естественные ресурсы.

Однако инерция потребления движет общество к порогу когда давление на природу настолько велико, что экологическая ситуация становится недостаточно стабильной. Антропогенные воздействия на геосистему начинают в значительной степени изменять ее параметры. Экологический риск возрастает. Растет и вероятность потери живучести, а за пределами Дг наступает кризисная ситуация.

Из сказанного следует, что долгосрочная стратегия управления охраной среды должна исходить из приоритетности экологических благ.

Потребление экономических благ следует ограничивать. Их производство ориентировать на минимизацию расходов природных ресурсов, хотя ограничения должны иметь разумные пределы. Требуется рациональное сочетание антропогенных и естественных процессов создания благ.

В условиях перехода к рынку с его социально нейтральным механизмом саморегулирования экономических процессов необходима ограничивающая сила. Ею могут быть государственные системы. Одна из них — экономическая система корректировки при помощи налогов, субсидий и распределения прав на потребление ресурсов.

Действенны политические системы — законы и подзаконные акты, регламентирующие такое потребление и загрязнение окружающей среды. Существует и третья система — воспитательного характера. Ее целью является формирование в обществе экологического мировоззрения.

Управление изменениями в системе управленческих решений экологических проблем связано с получением информации о воздействиях, получаемых в процессе реализации концепции охраны среды. Источники таких воздействий делят на внешние и внутренние.

К внешним источникам относится все, что находится вне рамок территориального планирования.

Например, политика, к которой причисляют международные и внутригосударственные отношения. Последние — это деятельность органов федеральной и региональной властей, муниципалитетов и общин. Обычно она выражает социально-экономическую природу общества.

Внутренние формируются в среде участников природоохранной деятельности. Во взаимоотношениях между ними в процессе реализации проекта возникают противоречия. Инициировать в той или иной степени изменения в методах управления могут инвестор, заказчик, проектировщик, подрядчик, а в последнее время и общественность, включающая потребителей услуг и природных ресурсов.

Отклонения от намеченных в стратегии результатов природоохранных действий вызывают:

  • изменение сроков выполнения намеченных мероприятий;
  • нарушения технологических методов выполнения работ;
  • применение не отвечающих исходным условиям очистных сооружений, устройств и установок;
  • выявление в процессе осуществления работ ошибок в проектировании;
  • внесение корректив, необходимых в результате обнаруженных дополнительных данных.

Под управлением изменениями подразумевают процесс поэтапной, выполняемой последовательно корректировки управленческих решений. В ходе этого процесса вначале проводят анализ ситуации, требующей внесения изменений. Потом оценивают последствия их внесения в процесс управления. Далее разрабатывают методы выполнения в натуре скорректированного проекта. При этом осуществляют технологический контроль работ и их результатов.

Поделиться:
Добавить комментарий