Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации на Эко портале обращайтесь portaleco.ru@gmail.com

 Вольф и педагогическая деятельность.
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Статьи - Биологи-эволюционисты

Вольф и педагогическая деятельность.

Между тем, внешние обстоятельства отвлекли на некоторое время Вольфа от чисто научной работы и заставили его заняться педагогической деятельностью. Как раз в это время тянулась Семилетняя война, и в 1761 г. Вольф был назначен врачом военно-полевого госпиталя в Бреславле. Он получил предложение, кроме лечения больных, читать молодым хирургам лекции по анатомии. Всеми военными лазаретами заведовал тогда знаменитый в свое время медик Христиан Котениус (Cothenius), который заботился не только о лечении больных и раненых, но и о повышении квалификации молодых хирургов. Лекции Вольфа пошли так удачно, что Котениус освободил его от других обязанностей, и молодой ученый мог исключительно заняться своей учебной работой при госпитале. Он проводил серьезный курс анатомии путем практических занятий на трупах, причем количество его слушателей — военных врачей — исчислялось сотнями. Так как в то время в городе была большая смертность, то трупов для вскрытий было более чем достаточно. Блестящие лекции Вольфа скоро получили такую известность, что его слушали не только военные хирурги; городские врачи также являлись на лекции. По воспоминаниям Мурзинны,[1] который ассистировал Вольфу на этих лекциях,, последний читал свой предмет необыкновенно ясно, логично и достигал в короткий срок замечательных педагогических результатов. Дело было поставлено весьма серьезно, и курсанты каждый месяц подвергались проверочным испытаниям.

В 1763 г., с окончанием войны, госпиталь в Бреславле был расформирован и Вольф получил отставку. Он поехал в Берлин к отцу и поселился в его небольшом домике. В это время ему было 30 лет. Досуг, который давала ему служба в Бреславле, он употребил на научные занятия для собственного усовершенствования и приобрел обширный запас знаний не только в области естественных наук и медицины, но и в области философии, которой занимался еще в Галле. Имя его, как автора, пользовалось уже некоторой известностью: слава о его бреславльских лекциях донеслась даже до Берлина. Занятия с молодыми врачами пробудили в нем вкус к научно-педагогической работе. Новые идеи, теснившиеся в его голове, требовали выхода, и вот он задумал очень смелое предприятие: открыть в Берлине частный лекционный курс по естественным наукам и медицине. Он получил от Котениуса разрешение на право чтения публичных лекций, предварительная запись слушателей пошла успешно; в качестве помощника Вольф привлек своего бре- славльского ассистента Мурзинну.[2] Для занятий был подыскан достаточных размеров зал, и лекции начались. Вольф объявил приватный курс логики, физиологии, патологии и терапии.

Логика, которую читал Вольф своим слушателям, имела мало общего с курсом логики тогдашних немецких университетов; это было, повидимому, изложение логических основ естествознания и медицины, причем курс имел методологический характер и служил введением в курс физиологии.

Под физиологией в то время понималось учение об общих свойствах живой природы, нечто вроде общей биологии. Физиология служила фундаментом для курса патологии и терапии, Таким образом, все объявленные Вольфом курсы были последовательно связаны между собою и представляли единое целое. Физиологию, по словам Мурзинны, Вольф читал так, как ее никто не читал в то время. В основу были положены собственные его исследования, опубликованные в «Theoria generationis». Лектор смело оспаривал тогдашние научные авторитеты и, излагая в популярной форме свои взгляды на эпигенез, подробно обосновал возражения против теории преформации.

Большим успехом пользовались также лекции Вольфа по патологии и терапии. Он не был опытным клиницистом и не располагал для своих целей нужным человеческим материалом; его лекции носили чисто теоретический характер, но тем не менее много давали слушателям благодаря тонкому критическому изложению, сравнению и разбору существовавших тогда медицинских теорий. В описываемую эпоху боролись между собой анимизм Сталя,[3] учение Гофмана о нервных флюидах,[4] терапевтические принципы знаменитого

Бургава,[5] де-Гайена2 и мн. др. Хорошая биологическая подготовка, основанная на самостоятельных научных исследованиях, давала Вольфу возможность часто находить путь среди лабиринта противоречивых взглядов.

Лекции Вольфа, по указанию Мурзинны, были обставлены физическими опытами и анатомическими демонстрациями, хотя и приходилось испытывать порой недостаток в инструментах и чувствовать неудобства мало приспособленного помещения.

Эти свои частные лекции Вольф вел в Берлине в течение трех с лишком лет, с 1763 до 1767 г., вплоть до своего отъезда в Россию.

Одновременно Вольф не переставал заниматься своими научными работами в области эмбриологии, которые требовали от него немало времени и затрат. Ему приходилось держать для них большое количество кур, чтобы постоянно иметь под рукой нужное число насиженных яиц. Готовя материал по эмбриологии кишечного канала у курицы, он вскрывал яйца каждые четверть часа, следя в микроскоп за малейшими изменениями в развитии зародыша.

Выступления никем не признанного новичка, работавшего вне академической орбиты, в наемном зале, за свой собственный счет и страх, произвели в Берлине влечатление научного скандала и вооружили против Вольфа видных ученых, в особенности его бывшего учителя Меккеля- старшего, первого берлинского анатома, профессора в Thea- trum anatomicum.[6] К Меккелю присоединились и другие профессора. Возникла целая научная распря, в которую вмешались и слушатели обеих сторон. Вольф блестяще парировал нападки, и его аудитория горячо поддерживала своего лектора. Молодые слушатели Вольфа, во главе которых стояли Мурзинна, Зелле[7] и другие, повели такую успешную, агитацию в защиту своего учителя, что переубедили и «собрали под его знаменем», как выражается Мурзинна, значительную часть враждебной аудитории. Таких действий не могли простить Вольфу цеховые ученые, путь к официальной академической карьере был для него навсегда закрыт.

[1]              Христиан-Людвиг Мурзинна (Mursinna, 1744—1823) — врач, асси­стент Вольфа. В 1819 г., когда Мурзинне было 75 лет, Гёте, всегда очень интересовавшийся Вольфом, попросил его написать воспоминания о Вольфе, которые и поместил в своих периодических сборниках. «Zur Morphologie» (Th. I, Stuttgart und Tubingen, 1817—1824, стр. 252—256). При скудости сведений о Вольфе воспоминания Мурзинны — важный источник, которым я здесь и пользуюсь.

[2]             Дицинской школы не окончил и изучил хирургию самоучкой, помогая опытным в этом деле врачам. Впоследствии из него выработался заме­чательный оператор, пользовавшийся широкой известностью. За свою практику он сделал, например, 908 извлечений катаракты, причем только в 41 случае операция сошла неудачно.

[3]              Эрнст Сталь (Stahl, 1660—1734)—профессор в Галле, затем коро­левский лейб-медик в Берлине.

[4]              Фридрих Гофман (Hoffmann, 1660—1742) — профессор в Галле, изобретатель «гофманских капель».

[5]              Герман Бургав (Boerhave, 1668—1738)—знаменитый лейденский клиницист.

[6]              Iohann Friedrich Meckel (1724—1774) — любимый ученик. Галлера, профессор анатомии в Берлине, затем в Галле.-

[7]              Christian-Gottlieb Selle — впоследствии известный врач, автор сбор­ника статей: «Neue Beitrage zur Natur- und Arzeneiwissenchaft, 3 Th., 1783—1787.


Похожие статьи:

Добавить статью в закладки

 
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки на экологический портал!
Материалы размещены и подготовлены для образовательных и некоммерческих целей.
ООО "Новая Экология" © 2010 - 2017