Отдельные группы животных представляют собою отдельные органы человеческого тела.

Если отдельные группы животных представляют собою отдельные органы человеческого тела, то сам человек в целом есть, по Окену, средоточие всего животного мира, который объединяется и повторяется в нем. Таким образом, человек у Окена — подлинное отражение вселенной, макрокосм в микрокосме. В нем, как солнце в капле воды, заключена и солнечная система, и наша планета — земля, и. весь органический мир со всем его многообразием. Философия Окена вела таким образом к необыкновенному возвеличению человека, делая из него средоточие всей вселенной. Символизируя целый мир, человек совмещал все полярности, сливался с миром буквально всеми фибрами и, в то же время, являлся его высшим выражением.

Этот романтический антропоцентризм пленял воображение современников и занимал умы русской молодежи 20 — 30-х годов.

Повторяем, Горянинов очень сдержанно отнесся к философским измышлениям Окена и лишь к некоторым положениям ученика Окена Каруса [1] относился сочувственно. Система животных, предложенная Карусом, является как бы упрощенным отзвуком системы Окена.

Он также делит животный мир по системам человеческого тела, различая в человеке четыре области, лежащие одна над другой и соответствующие полостям человеческого тела:

  1. тазовую,
  2. брюшную,
  3. грудную,
  4. головную.

По этим четырем отделам и распределяет Горянинов всех животных, описанных в его книге отдел.

Тазовые животные, т. е. лежащие ниже всех остальных и дающие для них как бы опору. Сюда Горянинов причисляет свое переходное или срединное царство (regnum araphorganicum): водоросли, грибы, полипы, отдел. Брюшные животные, стоящие выше первых, у которых наиболее развиты пищеварительные органы, а остальные системы органов отсутствуют или несовершенны. Сюда, по Горянинову, относятся инфузории, глисты, иглокожие, которых он называет шероховиками, и моллюски. отдел. Грудные животные, у которых хорошо развита дыхательная система — жаберная, трахейная или легочная. Сюда относятся кольчатые черви, паукообразные, ракообразные и насекомые. отдел. Головные животные. Сюда относятся рыбы, гады, птицы, млекопитающие.

Каждый отдел делится в свою очередь на четыре класса, получается всего 16 классов, следовательно принцип четверного деления торжествует.

Это же деление повторяется и внутри отделов так:

  • у рыб берет перевес таз и хвост,
  • у гадов — брюхо,
  • у птиц — грудь,
  • у млекопитающих — голова.

В общем, получается такой ряд, более или менее отражающий естественную систему:

  1. животно-растения,
  2. инфузории,
  3. внутренностные черви,
  4. иглокожие,
  5. моллюски,
  6. кольчецы,
  7. паукообразные,
  8. насекомые,
  9. ракообразные,
  10. рыбы.
  11. гады,
  12. птицы,
  13. млекопитающие.

Четверное деление, в которое втискивает Горянинов свою схему, носит вполне искусственный характер. Мы уже говорили, что эта числовая мистика — несомненный отзвук океновской натурфилософии, к которой был привержен и Карус.

В последней части своего курса зоологии Горянинов приходит к человеку.

У животных, по словам Горянинова, выступает какая-либо одна из перечисленных систем, а у человека все эти области находятся в равновесии — «коего единый ряд знаменует гармоническое единство природы». «Все разнообразие оргайизмов в природе сливается как бы в единый общий организм, гармонически сосредоточившийся в человеке».

Что же касается филогении человеческого рода, то здесь Горянинов обнаруживает вполне понятную робость. Он не решается даже поместить, подобно Линнею, человека в один класс с млекопитающими, но ставит человека отдельно, поясняя свое намерение следующим примером: «Представьте себе кабинет естественной истории (трех царств природы) в трехэтажном доме. И тогда пришлось бы Юлию Кесарю и Сократу (Homo sapiens) отделиться лишь слабою перегородкою от обезьян и летучих мышей. Менее было бы предосудительно, если бы бренные останки или изображения славных мужей хранились в особенном четвертом или пятом ярусе того же дома, устроенном с подобающим великолепием».

Заслуживает быть отмеченным, что, говоря о цветных расах, Горянинов не согласен признать цветнокожих низшими племенами.

Он ссылается на древнюю культуру Мексики и Перу, на культурные изобретения китайцев и японцев, на способность негров к просвещению и к получению высшего образования, и т. д. Словом, в этом отношении он высказал взгляды, похожие на аналогичное мнения Бэра.


[1] Карл-Густав Карус (Carus) — автор книги «Lehrbuch der vergleicheri-den Anatomie» (1834). Его не следует смешивать с Виктором Карусом, историком зоологии.

Поделиться:
Добавить комментарий