Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации на Эко портале обращайтесь portaleco.ru@gmail.com

 Идеея Ломоносова является идея вечного движения и непрерывного развития в природе.
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Статьи - Биологи-эволюционисты

Идеея Ломоносова является идея вечного движения и непрерывного развития в природе.

Важнейшей идеей, которая проникает все изложение Ломоносова и выражена с отчетливой ясностью, является идея вечного движения и непрерывного развития в природе— в противоположность взглядам современников Ломоносова, которые рассматривали природу как нечто неподвижное, раз навсегда данное.

Заметим, что такой взгляд не является у Ломоносова случайным, эпизодическим. Он вытекает из основных предпосылок его мировоззрения. Ломоносов был материалистом. Он считал, что в основе всего существующего лежит материя: «Материя — то, из чего состоит тело и отчего зависит его сущность». Одним из основных свойств материи, по Ломоносову, является движение: «Движение не может происходить без материи». Где нет движения, где царствует абсолютный покой — там величайший холод, смерть. Основа мира, по мнению нашего гениального ученого, — движущаяся материя. Последнюю Ломоносов представлял себе в виде мельчайших «нечувствительных частичек», или корпускул. «Нечувствительными» Ломоносов называл эти частички потому, что их нельзя обнаружить с помощью органов чувств. В основе явлений природы лежит взаимная связь и движение этих корпускул, которые позднее стали называть атомами. Таким образом, мировоззрение Ломоносова можно охарактеризовать как механический атомизм. На этом атомистическом принципе Ломоносов и построил объяснение многих основных явлений природы, но ранняя смерть помешала ему осуществить эту работу до конца.[1]

Из этих основных принципиальных установок Ломоносова и проистекает его взгляд на природу как на постоянно изменяющееся и развивающееся целое, где «все связано единою' силою и гармониею природы. Твердо помнить должно,—писал он, — что видимые телесные на земли вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены... Когда и главные величайшие тела мира — планеты и самые неподвижные звезды изменяются, теряются в небе, показываются вновь, то в рассуждении оных малого нашего шара земного малейшие частицы, то есть горы, могут ли от перемен быть свободны? Итак, напрасно многие думают, что все, как видим, с начала творцом создано. Будто не токмо горы, долы и воды, но и разные роды минералов произошли вместе со всем светом, и потому-де не надобно исследовать йричин, для чего они внутренними свойствами и положением мест разнятся. Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук, следовательно, и натуральному знанию шара земного, а особливо искусству рудного дела, хотя оным умникам и легко быть философами, выучась наизусть три слова: бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо всех причин» (О слоях земных, § 98).

Это замечательное место в трактате Ломоносова с полной ясностью показывает, что он стоял на эволюционной точке зрения и что он распространял идею развития не только на историю земной коры, но и на весь мир, на все «видимые на земле вещи», следовательно, и на мир живых существ — животных и растений.

Не ограничиваясь этим, Ломоносов смело противополагал свою точку зрения метафизическому взгляду на видимый мир как на результат сверхъестественного творческого вмешательства высшей силы. Этот взгляд, который в науке принято теперь называть креационистским (от латинского слова creatio, что значит «сотворение»), был господствующим не только в XVIII, но и в XIX в. — в особенности до появления дарвинизма.

Кроме приведенного выше, у Ломоносова имеются и другие высказывания, где_он восстает против креационизма. Еще в начале своей деятельности, в 1841 г., он писал, что приписывать тяготение тел «божественной воле или какой- либо чудодейственной силе^мы не можем».[2] Недавно обнаружена неизвестная рукопись Ломоносова на латинском языке «О тяжести тела и об извечности 1 первичного дви-

Страница трактата Ломоносова «О слоях земных», где отражена идея эволюции.

Страница трактата Ломоносова «О слоях земных», где отражена идея эволюции.

жения».[3] Там мы находим те же соображения о незаконности объяснять явления природы вмешательством какой- либо внешней силы. Так, говоря о первичном движении, Ломоносов утверждает, что «motus primitivus initium habere поп potest, sed ab aeterno esse debet» (первичное движение не может иметь начала, но должно существовать извечно). Доказывая это положение, он пишет: «Предположим, что первичное движение не существует извечно; отсюда следует, что было время, когда этого движения не было, и что движущееся тело покоилось, но было, наконец, возбуждено к движению. Отсюда можно заключить, что было нечто внешнее, что его двигало, и, следовательно, первичное движение не было первичным, что, однако, содержит противоречие. Поэтому необходимо принять противоположное утверждение и признать, что первичное движение никогда не может иметь начала, но должно длиться вечно».

Энгельс следующим образом описывает особенности мировоззрения той эпохи, когда жил и действовал Ломоносов:

 «Но что особенно характеризует рассматриваемый период, так это — выработка своеобразного общего мировоззрения, центром которого является представление об абсолютной неизменяемости природы. Согласно этому взгляду, природа, каким бы путем она сама ни возникла, раз она уже имеется налицо, оставалась всегда неизменной, пока она существует... Земля оставалась от века или со дня своего сотворения (в зависимости от точки зрения) неизменно одинаковой. Теперешние „пять частей света" существовали всегда, имели всегда те же самые горы, долины и реки, тот же климат, ту же флору и фауну, если не говорить о том, что изменено или перемещено рукой человека».[4]

Страница трактата Ломоносова «О слоях земных», где он отвергает библейскую легенду о происхождении мира.

Страница трактата Ломоносова «О слоях земных», где он отвергает библейскую легенду о происхождении мира.

На этом фоне научная позиция Ломоносова была действительно явлением необыкновенным. Отсюда видно, насколько он обогнал свое время.

[1] В составленной Ломоносовым в 1763 г. «Росписи» его трудов имеется указание, что у него «в деле» находится большое сочинение «Новая и верно доказанная система всей физики». Работа эта осталась незаконченной и до нас, к сожалению, не дошла. См. публикацию Л. Б. Модзалевского «Роспись сочинениям и другим трудам Советника Ломоносова» и комментарии к ней (Научное наследство. Изд. Инст. истории естествозн. АН СССР, т. I, 1948, стр. 19 и 41).

[2] М. В. Ломоносов, Поли. собр. соч., Изд. АН СССР, т. I, 1950, стр. 161.

[3]  Архив АН СССР, ф. 20, on. 1, № 3. Рукопись публикуется в под­готовленном к печати т. II Полного собрания сочинений Ломоносова (стр. 217—219).

[4]   Фридрих Энгельс. Диалектика природы. Госполитиздат, 1948, стр. 8.


Похожие статьи:

Добавить статью в закладки

 
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки на экологический портал!
Материалы размещены и подготовлены для образовательных и некоммерческих целей.
ООО "Новая Экология" © 2010 - 2016